Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 164 страница



 

Наиболее полный очерк идей Эллен Кей см.: Key E. Kaerlighed og aegteskab. Copenhagen, 1905. Русский перевод: Кей Э. Любовь и брак. М., 1907. О програм­ ме Рут Брэ см.: Вгё R. Das Recht auf die Mutterschaft. Leipzig, 1903. Лозинский E. О настоящем и будущем женского движения в связи с проблемой целомудрия и задачами материнства. 1903 (1904?); Женский вестник. 1905. Окт. С. 296-300; Елецкий М. Свободная любовь. СПб., 1908; Коллонтай А.М. Социальные основыженского вопроса. С. 202-208; Женское дело. 1911. Сент. 15. С. 1; Волоков М. Эмансипация женщин и свободная любовь. СПб., 1906; Женское дело. 1914. Авг. 1. С. 10-12; 1915. Июнь. 1. С. 12-14; 1914. Ноябрь. 1. С. 1-3.

Суоп E. de (эмигрировавший консервативный публицист). Nihilisme et апаг-chisme. Paris, 1892. P. 92-93; E.M. Голос русской женщины. СПб., 1906. С. 57; Женская мысль. 1910. Янв. 1. С. 8-9. -


 

267


Г л а в а       VII

 

ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

1. Феминистки старого образца

 

Несмотря на то что проблема женской эмансипации привлек­ ла к себе внимание русского общества еще за 50 лет до первой ре­ волюции, в России не существовало настоящего женского движе­ ния вплоть до 1905 г. Затем в российской социальной истории практически одновременно возникли два отдельных движения: феминистское движение, боровшееся за политическое равнопра­ вие женщин и социалистическое. История обоих движений ухо­ дит корнями в 1890-е гг., однако до 1905 г. они не сталкивались друг с другом. Феминистки продолжали традиции общественной деятельности, заложенные еще в 1860- 1870-х гг. После 1905 г., с возникновением движения за предоставление женщинам одина­ ковых с мужчинами избирательных прав, феминистки старого образца по-прежнему продолжали работать над неполитически­ ми проблемами женской эмансипации и либо полностью отрица­ ли политическое движение, либо составляли его консервативное крыло. Безусловно, существовали значительные отличия в миро­ воззрении и в поведении старых феминисток и феминисток об­ разца 1905 г. Многие представительницы обоих поколений с пре­ зрением относились к понятиям «феминистка», «феминизм» и не применяли их к себе и к движению в целом. Но, принимая во внимание отличия между поколениями феминисток, мы не должны нарушать традиции сравнительного исторического ана­ лиза и уделять внимание только одному направлению. Единство, существовавшее в несоциалистическом женском движении, по­ зволяет нам уверенно говорить о феминистской традиции, кото­ рая продолжалась с 1860-х гг. и до революции 1917 года1.

 

Издание «Женщина в семейной и социальной жизни» 1901 г. соответствовало официальной точке зрения на сферы общест-

 

Об употреблении понятия «феминистка» см: Женское дело. 1911. Янв. 1. С. 17-18. *


 

268


венной жизни, достойные приложения женских сил - благотво­ рительность и образование, которые собственно и составляли интерес старых феминисток. Конечно, существовали и «да­ мы-благотворительницы» в чистом виде, чуждые феминизму, которые занимались филантропией по причине искренней забо­ ты о бедных или из желания прославиться. В своей деятельно­ сти они могли опираться на совершенно недемократический Союз учреждений обществ и деятелей по общественному и част­ ному призрению, находившийся под патронажем вдовствующей императрицы и других известных лиц, и поощрявшего «благо­ творительность как образ жизни». Некоторые из благотворитель­ ных обществ были ориентированы исключительно на женщин. В 1896 г. к семи работным домам для сирот и бедняков Петербурга присоединился и «Дом трудолюбия для образованных женщин». Основанный на том принципе, что «только разумная форма бла­ готворительности сможет обеспечить нуждающихся оплачивае­мой работой». Дом находился в богатом квартале и был предна­значен для помощи выпускницам женских курсов или институтов, которые не могли сами выйти на уровень «достаточ­ ной» жизни. В противоположность ему, Общество попечения о молодых работницах было создано специально для прислуги, продавщиц и работниц, с целью их защиты от пагубного влияния окружающей среды. К 1906 г. около 2 ООО женщин и девушек ре­ гулярно посещали уроки чтения, шитья и закона Божьего, прохо­ дившие в девяти петербургских отделениях Общества1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!