Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 163 страница
Большинство интеллигенции, придерживавшейся левых взглядов на сексуальный вопрос, пошло дальше попыток сохра нить юридическую семью под властью Бога, продолжая настаи вать на идее о своего рода свободной любви, пропагандировав шейся с 1860-х гг. Исследователь русской порнографии Ново-полин отметил в 1909 г., что «пропагандировать в российском обществе теорию свободы чувств, свободы любви, свободы ма теринства - значит ломиться в открытую дверь». Однако, по скольку эти идеи дискутировались в Европе, то в предреволю ционные годы в России они также стали актуальными общест венными вопросами. Около 1900 г. шведская феминистка Эллен Кей разработала программу отмены двойного стандарта морали, предложив предоставить незамужним женщинам право на лю бовь, сексуальный опыт и детей - право, которое бы не только допускалось, но и поддерживалось обществом. В Скандинавии Кей стала главной выразительницей идеи женской эмансипа ции, а сформулированное ею «право на материнство» было сра зу же воспринято в Германии, где Рут Брэ, лидер движения за материнство, требовала неограниченного права для каждой женщины иметь ребенка и материальную поддержку, утвер
|
|
|
|
|
|
Реакционер, князь Мещерский иронически называл Розанова «Александром Великим женского вопроса» из-за либеральных взглядов последнего на вопрос о женском образовании. См.: Розанов В.В. Семейный вопрос в России: В 2 т. СПб., 1903. Т. 2. С. 431-439, 456-458; Kline G. Religious and Antireligious Thought in Russia Chicago, 1968. P. 36,64-68. Взгляды Розанова на брак см.: Розанов В. В. Се мейный вопрос в России. Т. 1. С. 72-81; Он же. В мире неясного и не решенного. СПб., 1904. С. 97-136. О месте Розанова в интеллектуальной истории того време ни см.: Философов Д.В. В.В.Розанов / / Слово и жизнь. СПб., 1909. С. 139-161.
|
|
266
ждая, что только так можно искоренить проституцию, венериче ские болезни и ужасы жизни старой девы. Все это немедленно отражалось в российской прессе, хотя эти идеи уже давно были усвоены общественным сознанием. Как только стал распростра няться «декадентский» стиль поведения, защитники «свобод ной любви» попытались провести различие между нею и изба лованностью, флиртом, цинизмом и промискуитетом, подчерки вая возвышенные идеалы свободной любви XIX века1.
Консерваторы, противившиеся идее свободной любви, редко когда были способны учесть все эти нюансы и по-прежнему продолжали считать ее деструктивной и криминальной или же сравнивали ее со спариванием собак на улицах. Однако даже не которые либералы полагали, что безоговорочное принятие об ществом идеи свободной любви будет иметь пагубные последст вия. Феминистка Анна Милюкова в 1908 г. провозгласила, что «в обществе, в котором ни матери, ни дети не защищены зако ном, пропаганда свободных браков может привести только лишь к соблазну». Другая феминистка отмечала, что многие от ставшие в нравственном развитии мужчины поддерживали идею свободных брачных союзов только для того, чтобы превра тить их в случайные связи. Либеральная часть общества по-прежнему пыталась найти «верное» решение сексуальной проблемы, но так и не пришла к полному согласию. Определен ные ответы имелись лишь у крайне правых и крайне левых. Консерваторы не смогли с достаточной степенью объективно сти подойти к этой проблеме и решить ее. У марксистов же воз можность ее решения появилась только после 1917 г. В бурные годы революции и Гражданской войны история покажет, на сколько справедливыми были сомнения либеральной интелли генции в отношении свободной любви как способа решения проблемы женской сексуальной эмансипации2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!