Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 162 страница
1 Винниченко В. Честность с собой. М., 1914. С. 99.
264
нения, включая и женские. Имевшая огромное влияние «Крейце-рова соната» (1889) Л.Толстого популяризировала убеждение, что вожделение - корень всего зла. Под этой идеей подписались
бы многие консервативные моралисты1. _____
Либералы и умеренные реформаторы считали, что необходимо нечто большее -установление равенстда~в .семье, а не библейские банальности и грубый морализму"ТГисательница Лухманова в 1904 г. призывала к таким бракам, в которых «любовь была бы до полнена дружескими отношениями и превратилась бы в настоя щие, продолжительные взаимоотношения». Уфимский епископ Никанор пытался привязать к библейскому этосу понятие «семьи, состоящей из равных друг другу членов, получивших одинаковое образование, из взаимного уважения и дружеских отношений». Профессор Хвостов, несмотря на то что продолжал оставаться вер ным моногамии, предупреждал, что сохранение семьи потребует по крайней мере ослабления власти мужа, отмены двойного стандарта морали, уважения к личности жены и особенно пересмотра брако разводного законодательства. Однако эти несомненно разумные идеи представляли собой лишь незначительные вариации на тему, впервые сформулированную Михайловым еще в 1860-х гг., и рас сматривались большинством интеллигенции как трюизмы2.
|
|
|
|
|
|
Религиозный мыслитель В.В.Розанов отверг как страусиный пиетет консерваторов, так и бледный либерализм реформаторов,
попытался обновить семью при помощи религиозного сенсуа лизма. Как отметил Джордж Клайн, Розанов бросил вызов аске тизму Нового Завета и его наиболее влиятельному защитнику Толстому и стремился воскресить то, что, по его мнению, было сокровенной связью между сексуальностью и благочестием,
|
|
Семейная жизнь в ее радостях и печалях: Правила житейской мудрости для мужей и жен. СПб., 1888. Похожие взгляды были выражены и в переводе работ гарвардского профессора по христианской этике Джорджа Пидбоди: Иисус Хри стос и социальный вопрос. М., 1907. С. 104-154; Никанор (епископ Уфы). Идеал женщины-христианки / / Православное обозрение. 1882. III. И. Ноябрь. С. 578-593; Галахов М. Женский вопрос, его причины и оценка с христианской точки зрения / / Христианское чтение. 1903. С. 94-107, 217-234; Силов В. Женщина за мужем. Исследование о физических, душевных и нравственных обязанностях и правилах замужних женщин. М., 1897. С. 54-58; Анзимирова М.Н. Причины нравственной физиономии женщины. СПб., 1901; Болквадзе М.Г. Не развращай те женщин! или «враги человечества*. СПб., 1908; Сабанин А.Х. Проституция. Историко-профилактический этюд. СПб. 1903. С. 213-229.
Лухманова НА. Недочеты жизни современной женщины. М., 1904. С. 37; Гово ров A.B. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины. Казань,1907. С. 73; Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство. М., 1914.
447-456,465-476.
265
содержавшейся в Новом Завете. Брак, писал он, сакрален, но в отличие от евхаристии, исповеди и других таинств, при которых приобщающийся к ним пассивен перед лицом Церкви, брак пре вращает его в активного участника таинства. Таким образом, сек суальные отношения в браке находятся вне ведения Церкви и за кона и являются личным делом супругов и Бога. Когда святость брака, говорил он, осквернена неверностью, брак перестает суще ствовать, чтобы Церковь и суд ни говорили по этому поводу. «После первого греха брак - это труп», а развод - всего лишь по хоронный ритуал. В своей объемной, прекрасно написанной, но несколько бессистемной работе «Семейный вопрос в России» (1903) Розанов доказывал огромную важность смены изжитых форм супружества - поверхностных, сухих и негативных - пози тивными любовными отношениями, основанными на сочетании православной веры и естественной чувственности людей1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!