Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 147 страница
Пуришкевич Я . Материалы по вопросу о разложении современного русского университета СПб., 1914. С. 35-36,190,261-264; об Образцове см.: Женское дело. 1911. Март. 15. С. 2.
241
Поскольку русские студенты в целом были более радикальны, нежели их собратья где-либо еще в Европе, то власти рекомендо вали своим подопечным студенткам держаться от них подальше. Ректор московских женских курсов и пионер в деле продвижения высшего женского образования, В.И.Герье, прежде всего заботил ся о воспитании хороших собеседниц, матерей, учительниц и снисходительно советовал поступающим женщинам избегать по литики и мужчин. «Бестужевка» баронесса Людмила Врангель была вынуждена поклясться своему другу-сенатору, что не будет заниматься политической деятельностью. Подобные эпизоды вспоминают Дьяконова, Тыркова и другие. Водораздел между «политическими» и «учеными» студентками проходил по вопросу их отношения к политике. Последние выражали свою точку зре ния простыми словами: «Мы пришли сюда учиться». Их основной задачей было не дать правительству повода закрыть женские кур сы. Разделявшая это мнение Софья Сатина часто посещала поли тические митинги с тем, чтобы удержать своих подруг от опасного влияния радикальных ораторов. Дьяконова была типичным при мером здравомыслящей и сознательной студентки, которую ужас нул догматичный радикализм ее товарищей, и она избегала много словных дебатов между марксистами и народниками, которые грозились «утопить друг друга в потоке доказательств». Когда од нажды ее приятель-студент заявил, что «нет ничего лучше, чем знания», она ответила ему: «Да, дорогие товарищи, но мы, женщи ны, для того, чтобы достичь этого, должны получить образова ние». Но все же и Сатина, и Дьяконова, и многие другие женщины часто выступали единым фронтом со своими товарищами-студен-тами во время конфликтов с администрацией1.
|
|
|
|
|
|
|
|
Радикалки не могли понять подобной позиции. Одна из них од нажды спросила Дьяконову: «Для чего же вы ехали в Петер бург?»2 Тем не менее радикалки отрицали обвинения в антиинтел лектуализме. «Нам говорят, что мы не дорожим наукой, - говори лось в прокламации “бестужевок” 1904 г., - не дорожим своим уч реждением. Нет, наука дорога всем нам, но мы находим, что наука
жизнь должны идти рука об руку». Атмосфера относительной бедности и одинакового положения женщин, несомненно питала мечты о социальной справедливости. Женщины-курсистки были
1 Врангель Л. Воспоминания и стародавние времена. Вашингтон, 1966. С. 33; Санкт-Петербургские высшие женские (бестужевские) курсы (1878-1918 гг.).
273; Satina S. Education of Women in Pre-Revolutionary Russia. P. 109-132; Дьяконова E. Дневник Елизаветы Дьяконовой на высших женских курсах (1896— 1899). СПб., 1905. С. 14,20.65,121,145,214,252.
2 Дьяконова Е. Указ. соч. С. 21.
242
завсегдатаями чайных и крошечных кафе на Васильевском остро ве, называли друг друга товарищами и общались на равных с муж-чинами-радикалами. Корпоративные студенческие организации, фонды взаимопомощи, землячества, забастовочные комитеты - все это познакомило «бестужевок» с организованной и политиче ской деятельностью. Действительно, чтобы не попасть под влия ние политики, требовалось волевое усилие или же крайняя сте пень отчужденности. Одна «бестужевка» рассказывает, как она со свежими силами приехала из провинции и в первый же день была озадачена прозаичной просьбой пожертвовать несколько копеек матери недавно повесившейся студентки курсов. Избравшие для себя путь радикализма курсистки, которых было меньше, чем тех, кто занимался наукой, и тех, кто не связывал себя никакими обя зательствами, воспринимали свою миссию со всей серьезностью.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!