Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 138 страница
Бабий вопрос / / Женский Вестник. 1905. Авг. С. 225- 27; Tikhomirov L. Russia, Political and Social: In 2 vols. / Tr. E.Aveling. London, 1888. V. 1. P. 185-187; Stem B. Geschichte der цffentlichen Sittlichkeit in Russland: In 2 vols. 1907. V. 2. S. 511- 518; MaynardJ. Russia in Flux. N.Y., 1962. P. 54-56; Щепкина E. Труд и здоровье крестьянки / / Союз женщин. 1909. Янв. С. 12-15.
" Shinn W.T. The Law of the Russian Peasant Household / / Slavic Review. 1961. Dec. XX. 4. P. 600-621; Союз женщин. 1908. Ноябрь. C. 2-4; Tikhomirov L. Op. cit.
V. l.P . 119-120.
8 | 227 |
' |
Даже большая семья не всегда могла воспрепятствовать появ лению более свободных супружеских хозяйств. Патриархаль ные хозяйства редко достигали обобществления в полной мере, и исследователи деревенской жизни отмечали, что неко торые жены отдельно от других готовили кашу на общей печи, кормили своих детей и вытирали «свои» участки стола. Моло дые жены, которых раздражало авторитарное давление со сто роны родни мужа, спешили довести этот семейный атомизм до своего логического конца и создать свое отдельное «бабье хо зяйство», более соответствующее их интересам. Начало этому положили жены, которые зачастую демонстрировали большую предприимчивость (и больший эгоизм), нежели их мужья. Не случайно Петербургское сельскохозяйственное общество1 вы разило надежду, что деревенские женщины будут играть ос новную роль в обновлении русского сельского хозяйства2. Именно поэтому в начале первой русской революции женское население деревень стало привлекать к себе внимание полити ческих партий не только своей ужасающей отсталостью, но и как активная социальная сила.
|
|
|
|
|
|
описываемому времени большое количество крестьян поки нули деревню. Основная причина заключалась в экономическом кризисе, оказавшем в конце XIX в. влияние на большинство кре стьян. Существует очень мало исследований, которые помогли бы нам определить численность переселенцев, мотивы и способы ми грации в города, масштаб которой постоянно увеличивался в те годы. Ясно лишь одно: «социальное фантазирование» или сообра жения нравственного плана не имели к этому никакого отноше ния. Крестьянка была настолько же аполитичной, насколько и не романтичной, и ее единственной заботой был хлеб насущный. Не большая часть девушек сумела ускользнуть от деревенской жизни при помощи древнего способа - ухода в монастырь. Число мона хинь с 1855 по 1911 г. увеличилось с 7 ООО всего лишь до 47 ООО, не смотря на пример, поданный сестрой императрицы Эллой3, вдовой убитого великого князя Сергея. Другие пытались использовать
|
|
Полное название общества: Общество содействия женскому сельскохозяйст венному образованию. - Прим. ред.
Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909. С. 124-126; Шишкин В.Н. Так складывалась революционная мораль: исторический очерк. М., 1967. С. 28; Tikhomirov L. Op. cit. V. 1. P. 198; Portal R. Le Statut des paysans liberдs du servage, 1861-1961. Paris, 1963. P. 297; Клинген И. Роль женщины как образо ванной сельской хозяйки в обновлении русской деревни. СПб., 1903.
3 Настоящее имя вдовы великого князя Сергея - Елизавета Федоровна. - Прим. ред. .
228
для этого сезонные работы, которые, увы, иногда включали в себя работу проституткой в ближайшем городе или на ближайшей яр марке. Нужда превратила многих сельских женщин в батрачек, ко торые в 1897 г. составляли около 25% от всех наемных работниц. Между деревенским и городским рынками труда расстояние было всего лишь в один шаг, и вскоре на железнодорожные станции крупнейших российских городов стали прибывать крестьянки1.
городах большинство из них стали не работницами, а при слугой, которая составляла в России крупнейшую и, возможно, наиболее эксплуатируемую группу наемных работниц. Дочки и внучки крепостных крестьян они с детства усвоили чувство ува жения к «вышестоящим лицам» и много лет спустя после отме ны крепостного права еще демонстрировали собачью предан ность своим хозяевам. В одном из приливов откровенности княжна Долгорукая призналась, что представители ее класса за частую вознаграждали преданность своих слуг тем, что обраща лись с ними как деспоты. Для домашней прислуги было нор мальным получать три или четыре рубля в месяц, если предоставлялись пища и кров. Низкое общественное положение
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!