Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 134 страница
Женский радикализм был тесно связан с историей женской эмансипации в России, несмотря на тот парадоксальный факт, что революционерки отказывались от какой-либо прямой дея тельности в ее поддержку. Во-первых, русская интеллигенция быстро усвоила идею равенства полов, что позволило женщинам войти в движение на равных с мужчинами. Кроме того, из лите ратуры, посвященной женскому вопросу, женщины черпали чув ство уверенности в себе, которое служило им в качестве психоло гической опоры в революционной борьбе. В 1870-х гг. революци онная деятельность была единственной сферой, открытой для женщины, в которой ее встречали как равную, позволяя полно-, стью раскрыться ее талантам и достичь вершины. Только здесь) раскрепощались и находили применение ее сила, характер и на-| выки. Революционеры доказали, что женщина способна на такие! дела, которые с традиционной точки зрения на женщину и пред/ ставить было невозможно. Ирония в том, что в год рождения Пе ровской русский врач В.В.Дерикер написал, что «по природе, деятельность, требующая проявления героизма или актов наси лия, не может быть открыта для женщин»1. Русское революцион ное движение, подобно Армии Спасения, достаточно рано поня ло, что равенство полов не мешает ни дисциплине, ни идеологи ческой чистоте2. Это мнение, подкрепленное длинным перечнем погибших революционерок, составило наследие русских женщин
|
|
|
|
|
|
в., вне зависимости от их политических взглядов. Женская радикальная традиция унаследовала еще две дополнительные вещи: революционный антифеминизм - идею о том, что общее' дело противоречит и должно вытеснять любое специфичесщ женское дело, и революционную сублимацию^/суть которой как лучше всех выразила Александра Коллонтай, отдавшая должное Софье Перовской за ее «смелый мужской ум» и умение подчи нить делу революции и свое женское «я», и «свое любящее, горя чее сердце»3.
|
|
другой стороны, если феминисток можно обвинить в игно рировании революции и фокусировании своего внимания только лишь на женщинах, то радикалки виновны в противоположном
Дерикер В.В. Физиология женщины. СПб., 1854. С. 120.
2 Strachey R. Struggle. N.Y., 1930. P. 215.
Коллонтай A.M. Положение женщины в эволюции хозяйства. М., 1922. С. 126; Five Sisters: Women Against the Tsar / Ed. and tr. by B.Engel, C. Rosenthal. N.Y., 1975.
219
грехе. Они отреклись от феминизма (хотя некоторые из них при шли к радикализму именно через феминизм) и полагали себя ре волюционерками, равными мужчинам. Однако они также игно рировали огромную массу крестьянок, которые однажды, если только революция имела какой-нибудь смысл, должны были приобщиться к плодам цивилизации. Пропагандистки, которые устанавливали связи с крестьянками на фабриках и в деревнях, по-видимому, не предпринимали каких-либо «специальных уси лий» и не пытались использовать в своей работе аргументы, ад ресованные исключительно женщинам. Результатом послужило фактически полное отсутствие контактов между образованными пропагандистками (за исключением медицинской деятельности)
крестьянками - недостаток, к исправлению которого наследни ки народников - эсеры - не приложили должных усилий. В до революционные времена в деревнях не существовало никакого эквивалента марксистского «пролетарского женского движе ния»; и контакты радикальных кругов с женщинами русской де ревни были отложены до 1920-х годов.
Часть третья
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(1881 - 1917 )
Г л а в а VI
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!