Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 131 страница
Лз представительниц других национальностей, кроме русских, больше всего в движении были представлены еврейки. В отличие от русской, традиционная еврейская семья была более деспотичной в отношении девочек, практикуя устройство их бра сса через агентов, крепко привязывая их к домашнему очагу. Средние училища для девушек, открытые в начале 1860-х гг., предоставили неслыханные ранее возможности для заточенных в уединении еврейских девушек. К концу десятилетия еврейки-ни гилистки появились как в российских городах, так и в местечках
|
|
черте оседлости, коротко подстриженные, в простых платьях, чистосердечные, полные лихорадочного желания получить «не еврейское» образование. В движении 1870-х гг.в эти женщины в гораздо большей степени, нежели евреи-мужчины, ассимилиро вались с русскими через смешанные браки. Типичной представи тельницей таких женщин была дочь контрабандиста Анна Эп штейн, которая вошла в группу бывших студентов раввинских училищ, организовавших тайную переправку революционеров за границу. Она увлеклась радикализмом, не благодаря учебе или почитанию простого народа, а вследствие благоговения перед го нимыми революционерами, за одного из которых, Дмитрия Кле мента, она вышла замуж. Еще одной еврейкой-нигилисткой была Геся Гельфман. Хотя ее родители были богатыми правоверными иудеями, но мачеха дурно с ней обращалась, и девушка не полу чила никакого образования. После множества злоключений она присоединилась к «Народной воле» и жила на конспиративной квартире вместе с Саблиным, от которого и забеременела. Имен но это обстоятельство и спасло ее в 1881 г. от виселицы, хотя вскоре и она, и ее ребенок умерли2.
|
|
|
|
|
|
Education and Political Development / Ed. by. J.S.Coleman. Princeton, 1965. Р. 19-20.
Дейч JI. Роль евреев в русском революционном движении. С. 18-28; Green berg L. The Jews in Russia: In 2 vols. New Haven, 1944-1951. V. 1. P. 158. Об Эпш тейн см.: Greenberg L. Ibid. P. 153; Засулич В. Воспоминания. C. 80-81. О.Гелф-ман см.: Из воспоминаний. С. 230-235; Thun A. Geschichte der revolutionren Bewegung in Russland. Leipzig, 1883. S. 264-266. О законе, запрещавшим казнь беременной женщины, пока не пройдет 40 дней со дня рождения ребенка, см.: Муллов П. Женщина по русскому законодательству / / Журнал Министерства юстиции. 1861. Март. VII. С. 559.
214
Социальное происхождение и психологические типы радика лок были настолько разнообразными, что невозможно объяс нить их побуждения эмоциональной фрустрацией, сексуальной неудовлетворенностью, ненавистью к отцу и т.д. Верно, что многие из них имели несчастливое детство; но это характерно и для многих женщин, не принадлежавших к радикализму. По добно госпоже Ролан, большинство из них испытывали «рели гиозное чувство без религиозной веры»1. В художественной ма нере это попыталась выразить Софья Ковалевская, нарисовав портрет молодой девушки Веры Воронцовой, которая упива лась чтением Библии и стремилась уехать в Китай, дабы по жертвовать собой в борьбе за спасение человечества. По прочте нии Добролюбова она заменила языческий Китай на Россию. Однако, ее мирские мечты по-прежнему были облечены в рели гиозную форму: «Господи! Я знаю, что в мире много горя, много несправедливости, много нуждающихся. Я хочу служить лю дям. Я готова отдать жизнь за них»2. Этот классический пример проявления в высшей степени религиозного чувства, усиленно го чтением литературы и превратившегося в «социальное фан тазирование» - мечту, в которой существующая несправедли вость уничтожается грядущим царством Всеобщей Справедли вости.
Альтруизм, радикального или филантропического толка, го раздо в большей степени является результатом осознания соци альной несправедливости, нежели результатом «объективных» условий, существование которых в России XIX в. вряд ли можно отрицать. Его мощные проявления, характерные для всей рус ской интеллигенции, разделились на альтруизм абстрактный и конкретный. Те, кто удовлетворялись непосредственными, не медленными и «небольшими» проявлениями подобного альтру изма, воплощали его в сфере преподавания, медицины или благо творительности. Те же, для кого «человечество» было объектом их бескорыстной любви, рассматривали медицину не более, чем ремесло. Ярчайшим примером радикалки, которая отчаянно пы талась сохранить свои взгляды на медицину, как на адекватное средство служения человечеству, но затем впала в абстрактный альтруизм, была Вера Фигнер. Как и почему Фигнер пересекла границу абстрактного альтруизма, является тем вопросом, ответ на который даст нам ключ к пониманию процесса формирования революционного сознания.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!