Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 125 страница
204
ям, что однажды «даже наше сонное и ленивое общество» подни мется и отплатит за все зло, причиненное ему, Бардина была при говорена к ссылке в Сибирь. Ей удалось убежать, но, глубоко по трясенная своими переживаниями, в 1883 г. покончила жизнь самоубийством1.
«Процесс 193» (октябрь 1877 - январь 1878) вершил правосу дие над теми пропагандистами, которые томились в тюрьме по три года и больше. Их местопребыванием было петербургское здание предварительного заключения - безобидного вида соору жение, которое до сих пор можно видеть протянувшимся вдоль улицы Чайковского в Ленинграде. Для содержания постоянно возраставшего количества радикалок к зданию было пристроено специальное женское отделение, укомплектованное смотритель ницами и небольшим количеством волонтерок из числа княгинь
|
|
|
|
вдов чиновников. Брешковская рассказывает, что они относи лись к ней с открытым презрением до тех пор, пока не узнали, что она была знатного происхождения и прекрасно образована. Она также вспоминает, что тюремная атмосфера становилась легче, благодаря визитам радикально настроенных добровольцев из «политического Красного Креста», приходивших облегчить участь заключенных. Однако тесные камеры и бездеятельность довели некоторых женщин до самоубийства или до преждевре менной смерти, а остальные заслужили жгучую ненависть со сто роны правительства. Из 193 заключенных 37 были женщинами; оправдано же было около половины всех заключенных. Из осуж денных женщин нескольких освободили благодаря их связям при дворе; другие же сбежали с мест поселения и вновь появи лись в городах центральной России уже закаленными револю ционерками.
|
|
|
|
Наиболее громким процессом этого десятилетия был суд над Верой Засулич, обвиняемой в убийстве генерал-губернатора Пе тербурга и ставшей невольным инициатором эпохи террора. Лич ность Засулич была достаточно противоречивой. Скромная, ти хая, погруженная в себя девушка однажды увидела сон, в котором она вела конный отряд партизан освобождать крестьян. Отвергая насилие на протяжении большей части своей жизни, она была первой женщиной, поднявшей оружие в революцион ной борьбе. Засулич стала одной из наиболее известных русских революционерок, хотя по сравнению с Перовской и Фигнер, ее политическая деятельность была менее значима для движения. Ее фатальный выстрел явился зловещей иллюстрацией для
1 Бурцев В. За сто лет (1800-1896). С. 125.
205
верного утверждения Марии Вернадской, что женщина с револь вером может убить мужчину с топором1.
Детство Засулич было несчастливым из-за ее сиротства; ее отец, отставной капитан, происходивший из бедной семьи смо ленских дворян, умер, когда она была еще ребенком, оставив жену с пятью детьми. Маленькую Веру воспитывал ее кузен Ми-кулич. Она болезненно относилась к положению постороннего в его семье и впадала в ярость, когда кто-нибудь звал ее «Вера За сулич», крича: «Это не правда. Микулич! Микулич!» - жалкая попытка стать одним из членов семьи. Как и большинство детей, оказавшихся в подобных ситуациях, она искала такую же стра дающую родственную душу и нашла ее в Христе. Вера неделями сосредоточенно изучала Страсти Господни, вдаваясь во все под робности мучений и смерти Иисуса. Однако к 15 годам ее ранняя симпатия к Христу перешла на «человечество», благодаря чте нию Шиллера, Рылеева, Лермонтова и Некрасова, чьи произве дения способствовали «социальному фантазированию» и страст ному желанию «бороться» и осуществлять великие обществен ные дела. В особенности ее пленила строчка из Рылеева: «Есть времена, даже целые эпохи, когда нет ничего прекраснее и желан нее, чем терновый венец»2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!