Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 45 страница



 

Более четким и определенным персонажем являлась турге­ невская Елена. Ее ранние метания, так любовно описанные ав­ тором, в значительной степени отражали переживания реаль­ ных женщин-революционерок 1860-1870-х гг.: «...Чтение одно ее не удовлетворяло: она с детства жаждала деятельности, дея­ тельного добра». Уже в детстве она сочувствовала всем стра­ дающим и, в особенности, животным. «Кто отдался своему делу, своей мечте, - говорила она, - тому горя мало, тот уж ни за что не отвечает. Не я хочу: то хочет». Как бы там ни было, но до встречи с болгарским патриотом Инсаровым, Елена еще не на­ шла своего дела. «Чего мне хочется? Отчего у меня так тяжело на сердце, так томно? Отчего я с завистью гляжу на пролетаю­ щих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела - куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда... Какая-то рука лежит на мне и давит меня. Точно я в тюрьме, и вот-вот сейчас на меня повалятся стены». В своей знаменитой рецензии «Когда же при­ дет настоящий день?» Добролюбов высказал мнение, что стрем­ ление Елены к подлинной деятельности, было присуще лучшим людям русского общества. В постановке «вопроса», в разрыве с русскими традициями («А вернуться в Россию, - писала она ма­ тери, - зачем? Что делать в России?») Елена опередила свое время (1859). Подобно большинству персонажей художествен­ ной литературы, она являла собой образец для подражания («идеал женщины-гражданки» как назвал ее Шашков), но в тоже время она была и представительницей своего поколения. Между тем ее порывы и опасения, ощущение того, что ее посте-

 

Добролюбов НА . Собрание сочинений: В 9 т. М., 1961-1964. Т. 4. С. 307-343;см. также менее лесные замечания Писарева: Писарев Д.И. Сочинения: В 6 т. СПб., 1894. Т. 1..С. 231-273 (в особенности С. 242-248).


 

80


пенно загоняют в ловушку, ее страстное желание летать, подоб­ но птице, представляют собой точную копию тех чувств, кото­ рые бушевали внутри бесчисленного количества образованных женщин на протяжении всех этих лет1.

 

1860 г. Надеждой Дмитриевной Хвощинской (1824-1889)' была написана повесть «Пансионерка». Это был краткий и впе­ чатляющий рассказ о наивной провинциальной девушке Лёленьке, которая встретила многословного интеллектуала Ве-ретицина, человека рудинского толка (недаром его имя - это производное от слова «вертеться», то есть постоянно менять свои взгляды), и была им очарована. Он без конца твердил о не­ обходимости прогресса и о науке, огульно ругал все русские традиции. Под впечатлением его речей Лёленька порывает со своей семьей и отправляется в столицу, где находит работу и независимое существование. И когда Веретицын вновь встре­ тился с ней, он ужаснулся тому, насколько серьезно она вос­ приняла его поверхностные идеи. Упрекнув ее в этом, он при­ вел ей в пример их общую знакомую Софью, которая вышла замуж по любви, и с тех пор живет скучной, но спокойной се­ мейной жизнью. Лёленька отвергает как брак, так и любовь, и в своей финальной речи впервые в русской литературе провоз­ глашает философию «новой женщины»: «Я поклялась, что не дам больше никому власти над собою, что не буду служить это­ му варварскому старому закону ни примером, ни словом... На­ против, я говорю всем: делайте как я, освобождайтесь все, у кого есть руки и твердая воля! Живите одни - вот жизнь: рабо­ та, знание и свобода»2.

 

Одной из характерных черт рассматриваемого периода, кото­ рую, безусловно, заметил каждый читатель, является то, что вся пропаганда женской эмансипации велась исключительно муж­ чинами. Пирогов, Михайлов, Писарев и многие другие, так же как и передовые мужчины западного мира середины XIX в., вкладывавшие, подобно Миллю, Леону Ришару, Фредерику Баеру, Карлу Альмквисту, свой талант и свою душу в дело, ко-


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!