Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 41 страница
Голословное утверждение моральной несостоятельности женщин отличало Прудона от других антифеминистов. В сво их доказательствах он ссылался на сексуальную распущен ность эмансипированных женщин времен Июльской монар хии; на кокетство как на отвратительный, специфически женский порок; а также на проституцию как на институализи рованную демонстрацию испорченной женской природы. Все это, утверждал Прудон, вытекает из женского «вечного зуда» и атавистического стремления к рождению детей. Полемизируя
|
|
Прудоном, Михайлов подошел к этим обвинениям с иной стороны. Являлись ли герои любовных романов Поля де Кока и их реальные прототипы в нравственном отношении выше па рижских кокоток? Изобретателем кокетства, заявил он, был мужчина, а не женщина. Чего еще можно ожидать от мужского мира, в котором женщина не имеет иной функции, кроме как загонять в ловушку мужа или любовника, и где мужское тще славие стимулирует женские хитрости? А проституция? Ее бо гатая история доказывает лишь то, что мужчина всегда готов купить то, что ему могут продать немногие женщины. И именно мужчина тот, кому присущ «вечный зуд» и именно мужчина
|
|
В эти годы аналогия с рабовладельцами была очень популярна среди фемини сток всего западного мира. См., например, отрывки из работы Фанни Левальд: Die Geschichte der Frauenbewegung in den Kulturlдndern / Ed. by H.Lange and G.Bдu-mer. Berlin, 1901. P. 42.
|
|
74
является тем, кто постоянно ищет удовлетворения своих раз вратных потребностей.
Михайлов рассматривал образование как основную проблему
России. Женские институты и пансионы, выпускницей одного из которых была его возлюбленная Л.Шелгунова, являлись пита тельной средой наивности и препятствием на пути развития об щественного сознания и полового воспитания. Подобного рода образовательные учреждения также были ответственны за жен скую «неполноценность». Все проблемы женщин, по мнению Михайлова, коренились в отсутствии реалистичного и здравого образования. Оторванное от жизни воспитание и образование де вушек в душной, невыносимой обстановке школы и семьи побу ждало их стремиться к свободе, что часто выражалось в замуже стве с первым встречным, последующим за этим разочарованием и «бальзаковской семейной жизни». Необходимость в образова нии равном мужскому на всех уровнях была очевидна Михайло ву. Муж не мог дать своей жене образование, как утверждал Мишле, к тому времени, когда они уже создали семью, это было слишком поздно. Совместное образование девочек и мальчиков было необходимо для того, чтобы в раннем возрасте познакомить девочку с представителями противоположного пола и избавить ее от несостоятельных фантазий о любви. В конечном итоге, жен ское образование должно было быть широким и либеральным, а не узко нацеленным. По мнению Михайлова, готовить девочек к роли жены и матери абсурдно в такой же мере, в какой абсурден предварительный отбор врачей и инженеров из еще не родив шихся детей.
|
|
Критика семьи также тесно связывалась Михайловым с про блемой образования. Именно недостаток образованности приво дил к созданию двумя неподходящими друг другу людьми нена дежной семьи и воспитанию плохо образованных детей. На утверждение Прудона о том, что женщина не имеет никакой дру гой функции, кроме домашней, Михайлов отвечал, что из-за скудного образования женщина не способна даже к ведению хо зяйства. Михайлов был поборником семьи, но лишь той, которая была основана на взаимном уважении и равенстве, а не на одИой лишь сексуальной связи. Он выступал против не только тех сою зов, в которых жена была вынуждена хитрить, но и против про мискуитета, либертизма и разложения семьи. Михайлов рисовал
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!