Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 40 страница
2 Ссылки на конкретные страницы см. в статье, упомянутой в предыдущей снос ке.
72
вопросах секса, предложили продолжить социальные преобразо вания, развивать новые формы женской свободы, перестроить се мью. Подобные искренние намерения оценивались как непри стойные крайности теми, кто понимал их только наполовину. Михайлов говорил о Жорж Санд как о «несчастном, хотя и вы зывающем сочувствие феномене переходного характера тех вре мен». Это привело к тому, что Мишле и Прудон пытались дис кредитировать любую реформу настоящего, используя грехи феминисток прошлого. Однако большинство их доводов, как правильно отмечал Михайлов, опирались на аналогию с доциви-лизованными обществами, что было модным среди эссеистов того времени. Он признавал, что в таких «естественных» общест вах женщины всегда были подчинены мужчинам. Далее Михай лов допускает, что это было присуще тем обществам, для кото рых были характерны насилие и грубая сила. Между тем консерваторы отказываются признать, что «естественное» со стояние уже в прошлом, что мужчины стали более цивилизован ными. Грубая сила больше не является добродетелью. Тем не ме нее, женщины по-прежнему находятся в подчинении и рабстве. Почему?
|
|
|
|
|
|
На доводы Прудона о слабости женского организма Михай лов возражал, что наука сделала силу ненужной; что чтение книги или настройка телескопа требуют меньших затрат энер гии, чем один тур вальса. Домашнее хозяйство и «обществен ные» заботы требуют от жены, принадлежащей к высшему клас су, большей активности, нежели при обучении или выполнении рутинной кабинетной работы. Физическая слабость отныне не является недостатком в «современном» мире. По сути, это был все тот же аргумент, апеллировавший к достижениям цивилиза ции - женщина с пистолетом может убить мужчину с топором...
|
|
Аргумент Мишле о «биологической немощи» - ранняя версия фрейдовской «анатомия - это судьба» - был более серьезен и до сегодняшних дней преследует феминисток. С некоторой интел лектуальной непоследовательностью, Михайлов предположил, что «цивилизация» (понятие, которому в данном случае он при давал отрицательное значение) ответственна за слабость и тем самым за болезненность менструирующей и беременной жен щины. Гинекологические заболевания были не причиной жен ской пассивности, а ее результатом. Доводы в пользу природной неполноценности женщин все те же, писал он, что использова лись американскими плантаторами и апологетами расизма от науки, утверждавшими расовую неполноценность негров. Одна ко, продолжал он, если беременная женщина и негр кажутся
73
неспособными соревноваться одна с мужчиной, другой - с бе лым мужчиной, то это лишь потому, что никто им не позволял этого делать1.
Является ли женщина в интеллектуальном отношении ниже мужчины от природы? Утвердительно на этот вопрос отвечали многие выдающиеся женщины-писательницы XIX в. (Вклад Прудона в это мнение состоял в его утверждении, что, пока жен щина любит, она не способна мыслить, а когда она беременна или когда у нее менструация, у нее нет даже своей воли). Где женщи ны гомеры, Шекспиры или донателло? На этот довод Михайлов отвечал, что творческий гений нуждается в жизненном опыте и наблюдении за окружающим миром. Женщины же были прико ваны к дому, изолированы от общества и им было отказано в раз витии их творческих возможностей. Мужчины лишили их зре ния, слуха, свободы и исключили их из интеллектуальной деятельности, пичкая вместо этого дамскими романами и сенти ментальной чепухой. Критики женщин, утверждал он, перепута ли причину со следствием.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!