Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 34 страница



 

Впервые идея женской экономической независимости была полностькГсформулирована Марией Вернадской (в девичестве Шигаевой, 1831-1860). Получив домашнее образование при поддержке отца, и, изучив политическую экономию (которую она называла «жизненным Евангелием»), с помощью своего мужа И.В.Вернадского, Мария стала первой в России женщи-ной-экономистом. Вместе с мужем она издавала журнал «Эко­ номический указатель» - главный в России печатный орган ли­ берализма манчестерской школы. Вернадские были страстными сторонниками свободной торговли, концепции невмешательст­ ва государства в экономику (laissez-faire), свободной рабочей силы, и поэтому выступали в поддержку освобождения крепост­ ных крестьян без наделения их землей, с тем, чтобы высвобо­ дить огромную массу трудоспособных людей, которых можно использовать на благо ускорения процесса индустриализации.

 

Добролюбов НА. Собрание сочинений: В 9 т. М., 1961-1964. Т. 1. С. 493-514;Т. 2. С. 360-373, 428-456; Т. 3. С. 217-224; Т. 5. С. 7-139; БурышкинПА. Москва купеческая. Н.-Й., 1954. С. 28. Об ином прочтении Островского см.: Филип­ пов Т. / / Русская беседа. 1856. Янв. С. 70-100; Хомяков A.C. Письмо к Т.И.Фи­ липпову / / Русская беседа. 1856. Апр.; Хомяков A.C. Полное собрание сочине­ ний: В 8 т. М., 1900. Т. 3. С. 243-259; см. также рецензию А.Савельева на кн.: Janet Paul. La famille. 1855 / / Русское слово. 1859. Ноябрь. С. 23-49.


 

63


Они надеялись на то, что произойдет увеличение количества женщин-работниц, труд которых, был значительно дешевле мужского, и которых можно было бы эффективно использовать на фабриках. Обращаясь к женщинам, Вернадская избегала по­ добной аргументации, вместо этого она заостряла внимание на тех возможностях, которые работа предоставляет для их освобо­ ждения. Страстная мольба Вернадской дать женщинам работу содержится в ряде статей, написанных в последние два года ее жизни1.

 

/"Разделение труда и свободная торговля, писала она, в конеч­ ном итоге решат большинство экономических проблем, а сво­ бодный выбор работы (в противовес наследуемому назначению на должность) является sine qua поп экономического развития. Женщины вынуждены будут отказаться от исполнения исклю­ чительно только ролей матерей и жен, высвободив, таким обра­ зом, скрытые экономические силы общества. Но, до тех пор, пока муж зарабатывает на жизнь и несет финансовую ответст­ венность за свою семью, он в праве рассчитывать на послуша­ ние тех, кого содержит. Будучи реалистом, Вернадская отмеча­ ла, что некоторые русские женщины смотрят на труд как на ддотыдное занятие. «Человек может унизить какое-нибудь за­ нятие, - писала она, - но ни один честный труд не может уни­ зить человека». Ее доводы схожи с теми, какими европейская буржуазия защищала торговлю и критиковала праздных земле­ владельцев в начале промышленной революции. Вернадская от­ казывалась принять отговорки матерей, не желавших отрывать­ ся от своих детей, и особенно тех женщин, которые вели праздный образ жизни, растрачивающих время на прогулки по Петербургу, сплетни и балы. «Mesdamesl Перестаньте быть детьми, попробуйте стать на свои собственные ноги, жить своим умом, работать своими руками, учитесь, думайте, трудитесь, как мужчины, - и вы будете также независимы, или, по крайней мере, в меньшей зависимости от своих тиранов, чем теперь».

 

уверенностью, в которой было больше оптимизма, нежели реализма, Вернадская убеждала своих читателей, что существует более чем достаточно возможностей для женщин проявить себя в экономической жизни - не на военной или государственной службе, но в торговле, на фабрике, в сельском хозяйстве, литера­ туре, науке, преподавании и медицине. Поскольку женщина луч­ ше знает женскую и детскую природу, а также потребности


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!