Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 31 страница



Великая княгиня Елена Павловна была приятно удивлена ус­ пехом своей идеи, хотя впоследствии она не играла никакой роли

� продвижении женского вопроса. Более того, по свидетельству баронессы фон Раден, Елена Павловна была глубоко уязвлена тем оборотом, который несколько лет спустя приняла борьба за женскую эмансипацию. Однако сам Пирогов был чрезвычайно

 

� Воспоминания Пирогова см.: Исторический Вестник. 1886. Ноябрь. С. 249-280 и были переизданы в: Пирогов Н. Сочинения: В 2 т. СПб., 1900. Т. 1. С. 496-525; Он же. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 621- 623; Круп­ ская А. Воспоминания сестры Крестовоздвиженской Общины / / Военный сбор­ник. 1861. Авг. С. 417-448; Curtiss J.S. Russian Sisters of Mercy in the Crimea, 1854-1855 / / Slavic Review. 1966. March. P. 84-100; Толстой ЛЛ . Собрание со­ чинений: В 11 т. М., 1958. Т. 2. С. 125.

2 Крупская А. Указ. соч. С. 424, 448; Пирогов Н. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1957-1960. Т. 6. С. 391; Кони А.Ф. Указ. соч. Т. 4. С. 287.


 

58


удовлетворен блестящими успехами своих подопечных. Он с ра­ достью рассказывал об их нежности, способности стойко перено­ сить страдания, а также об их «сверхчеловеческих трудах». Он был убежден, что Россия «полностью игнорирует чудные дарова­ ния наших женщин», и что «если женщина получит надлежащее образование и воспитание, то она сможет также хорошо устроить свою научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина». В конце войны Пирогов опубликовал широко обсуждавшуюся статью «Вопросы жизни», в которой поднима­ лись такие проблемы, как смысл жизни, суть образования и его роль для общества1.

 

Вот как, используя яркие метафоры, Пирогов оценивал со­ временное ему образование женщины высших слоев: «Но зато воспитание ее обыкновенно превращает ее в куклу. Воспитание, наряжая ее, выставляя напоказ для зевак, обставляет кулисами

 

заставляет ее действовать на пружинах, так как ему хочется. Ржавчина съедает эти пружины, а через щели истертых и изо­ рванных от времени кулис она начинает высматривать то, что от нее так бережно скрывали». До этого времени те, кто претендо­ вал на роль реформаторов женского образования, ставили перед собой лишь одну цель - наделить женщину тем количеством знаний, которое было бы достаточным для того, чтобы поддер­ живать разговор с мужем и следить за воспитанием детей. Наи­ более свежая версия этого взгляда была выражена в появившей­ ся незадолго до статьи Пирогова работе медицинского и этиче­ ского характера «Физиология женщины», написанной также русским врачом В.В.Дерикером. Автор полагал, что женщине для успешного выполнения функций жены, матери, домохозяй­ ки (другого предназначения она не имела) необходимы хоро­ шие базовые знания, но не более того. Даже Пирогов ограничи­ вал стремление женщин к образованию: «<...> не всякий врач. Не всякий должен без нужды смотреть на язвы общества, <...> в помойных ямах рыться»2.

Однако Пирогов признавал, что женщинам необходимо хо­ рошее образование. Они нуждаются в развитии способности к независимым суждениям для того, чтобы помогать мужчинам в их борьбе (а не просто для дилетантских увлечений агрономией

 

Исторический Вестник. 1886. Ноябрь. С. 276; Лихачева Е. Указ. соч. Т. 2. С. 2-3; Пирогов Н. Вопросы жизни / / Пирогов Н. Сочинения. Т. 1. С. 1-44.

Пирогов Н. Вопросы жизни. Т. 1. С. 42; Дерикер В.В. Физиология женщины.СПб., 1854; сходную позицию см.; О воспитании / / Морской сборник. 1856. Янв.

� 1-68.


 

59


или коллекционирования бабочек). «Не положение женщины в обществе, но воспитание ее, - в котором заключается воспита­ ние всего человечества - вот что требует перемены. Пусть мысль воспитать себя для этой цели, жить для неизбежной борьбы и жертвований проникнет все нравственное существова­ ние женщины, пусть вдохновение осенит ее волю, - и она узна­ ет, где она должна искать своей эмансипации». Пирогов предпо­ лагал, что роль и предназначение женщины вскоре станут более социально значимыми, чем прозаические заботы семейной жиз­ ни. В будущем, считал он, некоторые русские женщины услы­ шат призыв свыше к свершению величественного подвига само­ пожертвования. Таких женщин он призывал ответить на этот призыв: «Да, я готова»1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!