Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 28 страница



Что же тогда было упущено? Ответ на этот вопрос она дала в небольшом отрывке из романа «Идеал», написанном в 1837 г.,

 

� Мнение Киреевского см.: Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в Рос­ сии. СПб., 1914. С. 253; О Елене Ган см.: Хитрово Т. Наши бабушки / / Женское дело. 1913. Янв. 1. С. 17-21; слова Ган: Там же. С. 18; Ган ЕЛ. Полное собрание сочинений. СПб., 1905. С. 4.


 

51


за двадцать лет до того, как российское общество само на него ответило. «Право, иногда кажется, будто мир Божий создан для одних мужчин; им открыта вселенная со всеми таинствами, для них и слава, и искусства, и познания; для них свобода и все ра­ дости жизни. Женщину от колыбели сковывают цепями прили­ чий, опутывают ужасным «что скажет свет» - и если ее надеж­ ды на семейное счастье не сбудутся, что остается ей вне себя? Ее бедное, ограниченное воспитание не позволяет ей даже по­ святить себя важным занятиям, и она поневоле должна бросить­ ся в омут света, или до могилы влачить свое бесцветное сущест­ вование!»1

 

Последующие дискуссии о женском «бедном, ограниченном воспитании» приведут непосредственно к возникновению более широкой дискуссии, которую назовут «женским вопросом». Спо­ ры о женском образовании едва ли были новыми для России - они начались еще в XVIII в. Однако в то время споры шли в ос­ новном об относительной важности образования для ведения до­ машнего хозяйства, любви и общественного успеха. Как и весь педагогический дискурс, дискуссия о женском образовании была циклической, без конца повторяющейся, скучной и по большей части бесполезной, так как она игнорировала очевидную истину, заключающуюся в том, что школьная система является порожде­ нием окружающего ее общества, а не тех людей, которые ее соз­ дают. Подобного рода дискуссии не могут сдвинуться с мертвой точки до тех пор, пока в стране не начнутся широкие социальные изменения. Решающее значение дебатов о женском образовании после Крымской войны состояло не столько в их широкомас­ штабности и задействованных в них силах, сколько в их своевре­ менности, так как они совпали с глобальной социально-экономи­ ческой и идеологической трансформацией, которую претерпева­ ла Россия в это время. В автократической России Николая I изоляция и ограниченное образование женщин-дворянок, в сово­ купности с их бесправием и отсутствием свободы передвижения, означало, что голоса, подобные голосу Елены Ган, были всего лишь слабым эхом в социальном вакууме.

 

Ган ЕЛ. Полное собрание сочинений. C. xiv-xv. См. также: Ган ЕЛ. Идеал.СПб., 1905. С. 22.


 

52


Часть вторая

 

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

 

( 1 855 -  1881 )


 


 

Г л а в а        II

 

РОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО ВОПРОСА

 

Женщины вряд ли смогут решить про­ блему своей эмансипации, до тех пор пока к ним не присоединится значитель­ ное число мужчин, готовых к этому.

 

Джон Стюарт Милль

 

 

1. Вопрос жизни

 

^_(Женский вопрос возник в России в решающее и поворотное для ее новой истори^. время - в первые пять лет после окончания Крымской войны^низительное поражение России в этой войне разрушило то, что Иван Аксаков называл «фасадностью» Рос­ сийской империи и вскрыло все основные недостатки архаичной социально-политической системы, которые до этого времени за­ тушевывались внешне эффективным бюрократическим правле­ нием. Поражение в войне и смерть Николая I вскрыли перед ли­ цом общественности то, что русская интеллигенция называла «социальными язвами». Елена Штакеншнейдер, яркая молодая женщина того времени, в 1856 г. записала в своем дневнике: «Слава Богу, что о войне больше не говорят, что это ужасное вре­ мя прошло. Все раны заживают, кроме ран, которые война только открыла, но не нанесла сама». В русском обществе было широко распространено убеждение в том, что унизительное поражение пойдет на пользу. «Враг найдет в Севастополе одни окровавлен­ ные руины, - писал несколько лет спустя либерально настроен­ ный юрист Анатолий Кони, - но Россия нашла в нем зерно сво­ его воскрешения»1. Находившийся на другом идеологическом полюсе Николай Добролюбов писал в 1857 г.: «Два года тому на­ зад нас расшевелила война, заставивши убедиться в могуществе


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!