Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 27 страница
Однако вскоре комический тип «жоржзандистки» исчез, не оставив заметного следа в общественном сознании. Действитель ное значение романов Жорж Санд заключалось в том, что ее идеи способствовали лучшей осведомленности женщин в социальных
сексуальных вопросах. Одним из таких примеров была Надеж да Стасова, вспоминавшая, как она была очарована романами Ж.Санд: «Я помню, как мы с сестрой ночи напролет читали одна другой вслух ее романы и говорили и спорили о ней до рассвета. Когда одна уставала читать, читала другая, только чтобы не пре рывать романа или статьи на половине. Мы воспитывались на ее сочинениях». Также как и мужчины-интеллигенты, она была по трясена не только морализаторским тоном писательницы, но и ее наивным разрешением сексуальных проблем. И чуждая идеи бес порядочных сексуальных связей, Стасова впоследствии оказа лась одной из основательниц и убежденной сторонницей россий ского феминизма2.
|
|
|
|
Шашков С.С. Собрание сочинений: В 2 т. СПб., 1898. Т. 1. С. 849-850; ЗапискиАлександры Осиповны Смирновой / / Русский архив. 1895 Т. И. Ms 5. С. 17-27; 1895. Т. III. № 9. С. 77-90; Татлина П.Н. Воспоминания //Т а м же. 1899. Т. III. Mb 10. С. 190-224; Боцуяновский В.Ф. Жорж Санд в России / / Новый журнал ино странной литературы, искусства и науки. 1899. Т. II. № 4. С. 2-11.
|
|
2 Каренин В. (Комарова В.) Указ. соч. Т. 1. С. 16. В действительности автор не называет имя женщины, испытавшей такое сильное влияние Жорж Санд, но ее описание ясно указывает на ее тетю - Н.В.Стасову.
50
Светская дама и писательница, Елена Ган была одной из обра зованных женщин, сумевших выйти за узкие рамки традицион ного женского кругозора, круг которых был шире, чем принято думать (Бакунины, Пассек, Павлова, Ростопчина и другие). «Странными экзотическими цветками, - писал славянофил Иван Киреевский, росли эти мыслящие женщины среди семей ного деспотизма, городского веселья, в деревнях среди массовой дикости и тупости, рядом с помещичьей жестокостью и развра том». Что касается Елены Ган - дочери княгини Долгорукой, се стры известного панслависта Ростислава Фадеева и матери осно вательницы теософии Елены Блаватской - то она получила ис ключительно хорошее домашнее образование. Вплоть до своей безвременной смерти в двадцативосьмилетнем возрасте, она ни когда не переставала учиться. «Бездействие сводит меня с ума», - говорила она. И все же она вышла замуж за человека вдвое старше ее, и с которым у нее было мало общего. «Положе ние мужчины с высшим умом нестерпимо в провинции; но поло жение женщины, которую сама природа поставила выше толпы, истинно ужасно», - однажды написала она, описывая серые буд ни одной из своих героинь, очень похожей на нее1.
|
|
Чтобы вырваться из обыденности и рутины провинциаль ной жизни, она писала романы. И так как все они о любви и на писаны с женской точки зрения, то ее часто сравнивали с Жорж Санд. Однако это сравнение носило поверхностный ха рактер, так как большинство из ее героинь были однолюбками. Она отвергала сенсимонистскую идею о равенстве полов. Жен щина, по ее мнению, имеет свое особое предназначение как жена, мать, воспитательница детей, «сыновей с сильным и твердым духом», и дочерей - будущих жен и матерей. Для Ган равенство в сфере сексуальных отношений не было решением проблемы женской никчемности. Между тем, она признавала
существование и объективно отражала ее в романах, изобра жая своих героинь-однолюбок несчастливыми, хотя и верны ми, женами. Таким образом, она выражала болезненную исти ну: одной любви недостаточно для того, чтобы наполнить жизнь смыслом.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!