Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 9 страница
Большую помощь в объяснении некоторых русских понятий, фигурирующих в первых главах книги, оказал профессор Лео Уинстон из колледжа Ликаминга. Главы II и X в той или иной форме были опубликованы в журналах «Канадско-Американские славянские исследования» и «Русская история», редакторов и издателей которых я также хотел бы поблагодарить. Отдельные части рукописи были прочитаны Розой Гликман, работающей в настоящее время в Ленинградском университете, Рошель Рат-шильд из Школы Кембридж-Годдард, Норалин Ньюмарк из уни верситета Сиднея, Кэрол Юбэнк из университета Беркли и Эми Найт из Лондонского университета. Полностью работа была про читана Эбботт Глизон из Брауновского университета, Сирел Блэк из университета Принстона, Шейлой Фитцпатрик из Ко лумбийского университета и Дэвидом Йоравски из университета
|
|
|
|
19
Нортвестерна. Каковы бы ни были достоинства этой книги, они обязаны конструктивным замечаниям и советам всех перечис ленных моих друзей и коллег. Я также обязан тем людям из изда тельства Принстонского университета, чья заинтересованность превратила рукопись в книгу: Кэрол Орр за обработку текста; Льюису Батеману за профессиональную редактуру; и особенно Памеле Лонг, которая верила в ее успех. Огромную долю личной благодарности заслуживают мои старинные друзья и болельщи ки: Томас МакМэйхон и Джозеф Вагнер из Филадельфии; Эб ботт Глизон, который мне всегда помогал, моя тетушка, Флоренс Стайст, которая много сделала для меня в начале моей карьеры; мой отец; и, превыше всего, моя жена Таня, которая наравне со мной является автором этой книги.
|
|
|
|
Ленинград
Сентябрь 1976 г.
Часть первая
НАКАНУНЕ
Глава I
ЖЕНЩИНЫ И РУССКАЯ ТРАДИЦИЯ
Курица не птица, женщина не человек.
Русская поговорка
Женщина-дворянка и ее мир
России^ как Ь B Европе, женский вопрос не мог возникнуть в среде работниц и крестьянок. Женщины, находящиеся внизу со циальной лестницы не играли почти никакой роли в женском движении вплоть до начала XX в., за исключением тех случаев, когда они становились объектом внимания русских революцио неров. Стремление к эмансипации возникло в России в среде об разованных женщин-дворянок - только им до 1860-х гг. было доступно образование, хотя и ограниченное. Поэтому дворянки численно преобладали и были наиболее влиятельны как в ле гальном феминистском движении, так и среди участниц возник шего одновременно с ним революционного подпольного движе ния. В обоих случаях это преобладание сохранилось практически без изменений вплоть до революции 1917 г. Далее даюся краткие характеристики образовательного, правового и семейного стату са женщины-дворянки, определявшего ее обрар жизни, а также различных представлений о ней, бытовавших в общественном мнении, вплоть до неожиданного пробуждения ее сознания в се редине XIX века.
Как это обычно и бывает в традиционных обществах, образо вание в России начала XIX в. было статусно-ориентированным. Для женщин это означало, в соответствии с взглядами, глубоко укоренившимися в европейской культуре, получение образова ния «подходящего» для их будущих социальных ролей и общест венного положения. Свое классическое обоснование данная точ ка зрения получила в XVII в. в трудах Фенелона, считавшего, что пол как категория должен быть решающим фактором того, какое
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!