Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 2 страница
Монография Ричарда Стайтса - это взгляд со стороны, взгляд непредвзятый и доброжелательный, не отягощенный нашими
7
собственными представлениями о самих себе и идеологическими клише, сформировавшимися еще под влиянием советской пропа ганды и усвоенными с детства. Безусловно, это взгляд носителя западной культуры, который в соответствии со своими установ ками и представлениями о роли общественной мысли, общест венного движения в развитии общества, исследовал и описал женское движение России и русский феминизм.
|
|
Собственно, книга уже вызвала неоднозначную реакцию кол лег-историков, которые принимали участие в подготовке данного издания своими консультациями и комментариями. Через эту книгу мы все с интересом и удивлением, смешанным с недоуме нием, посмотрели на себя со стороны и не узнали себя.
|
|
одной стороны, благодаря этому исследованию Р.Стайтса российский читатель откроет неизвестные страницы отечествен ной истории. С другой стороны, немного грустно, что такая заме чательная работа написана зарубежным исследователем - проро ка в своем Отечестве опять не нашлось, и написана давно, в 1970-е гг., а мы только сегодня знакомимся с ней. Также грустно, что российские историки до сих пор не сделали исследования по добного масштаба на тему женского движения и женского поли тического участия.
|
|
Тема истории женского движения связана с таким негативно окрашенным в отечественной культуре понятием как «феми низм». И первый вопрос, который возникнет у читателей - разве мог быть феминизм в России? Уже одно это может вызывать критическое отношение к исследованию и к оценке книги.
|
|
советское время феминизм рассматривался только как «буржуазное женское движение, стремящееся к обособленной борьбе женщин за их равноправие с мужчинами при сохранении основ капиталистического строя» и оценивался со значительной долей негативизма. В силу такой идеологической постановки проблемы российский феминизм не изучался, история русского феминизма, его достижения и традиции были успешно вычерк нуты из отечественной историографии. Женский вопрос в СССР
считался успешно решенным, а женщина-труженица и мать, воз двигнута на фальшивый пьедестал, который только скрывал ост рые гендерные проблемы, существовашие в советском обществе.
началом перестройки в России вновь зазвучало слово «фе минизм» и обнаружилось, что в нашей стране у него тоже есть своя история, и что она уже исследована рядом зарубежных авто ров. Однако теперь «палку должно много перегнуть в другую сторону», как писал Н.Г.Чернышевский, а за ним Р.Стайтс^и в новых исследованиях о положении женщин в Советском Союзе
8
больше внимания уделяется проблемам дискриминации жен щин, патерналистской политике государства, двойной нагрузке женщин, отсутствию реального равенства, нежели освещению достижений в области решения женского вопроса. ^
Поэтому можно предположить, что некоторые выводы Р.Стайтса вызовут возражения как у тех, кто стоит на позиции позитивной оценки советского прошлого, так и, возможно, у не которых исследователей женского движения феминистской ори ентации. [С одной стороны, автор критически оценивает полити ку большевиков в отношении женщин, но, с другой стороны, в заключительной главе он большое внимание уделяет тем реаль ным позитивным достижениям в области гендерного равенства, которые, с его точки зрения, ставили советскую женщину в более выгодное положение, чем женщину в западном обществе?]
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!