ДИАЛОГ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ .



КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ :

ПРИСУТСТВИЕ , ВКЛЮЧЕННОСТЬ ,

ПОДЛИННОЕ И ОТКРОВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ ,

ПРИЗНАНИЕ - ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

По Линн Джакобс (1989), базальный контакт и процесс осоз­навания являются условиями для диалога, тогда как сам диалог представляет собой специфическую форму процесса контакти­рования, относящегося к отношениям между людьми. Диалоги­ческие отношения рассматриваются как межличностная модель феноменологического подхода к осознаванию.

Качественные характеристики диалогических отношений

В качестве необходимых условий для диалога в терапевтичес­ких отношениях терапевт-пациент выделяются присутствие, подлинное и открытое общение (коммуникация), включенность (по Jacobs, 1989) и признание-подтверждение. Йонтеф (2001) добавляет к ним обязательство перед диалогом и диалог как жизнь, акцентирующий со-творение.

Присутствие

Это самый основной и наиболее трудный элемент диалоги­ческих отношений. Присутствие — это привнесение себя пол­ностью в интеракции (Yontef, 1991)[42]. Присутствующим является тот, кто не пытается влиять на другого, чтобы тот увидел его в соответствии с его образом себя или представлениями о себе. В то время как нет никого, кто был бы свободен от желания быть увиденным определенным образом, присутствие все-таки дол­жно преобладать в подлинном диалоге. Терапевт, например, дол­жен отказаться от того, чтобы постоянно сохранять образ «хо­рошего терапевта». Если терапевт ведет себя в соответствии с образом «целителя», диалогический процесс прерывается, по­скольку другой человек (пациент) становится только средством для реализации потребности терапевта выглядеть подобным образом (Jacobs, 1989, 1991, 1998).

Терапевт скорее желает быть увиденным клиентом, чем на­меренно стремится к этому, не пытаясь манипулировать или уп­равлять тем, как его видит клиент. Это дает клиенту шанс встре­титься с другим, так как «нет self без «другого». Ведь клиенты от­части идут в терапию из-за того, что их значимые люди не хотят или утратили способность стать субъектами для клиента. Это родители, закрытые для своих детей, или просто депрессивные, или нарциссически ориентированные, нуждавшиеся в том, что­бы быть увиденными определенным образом и не позволившие своим детям увидеть их реально. Эти выросшие дети могут чув­ствовать безнадежность и отчаянье из-за неспособности к под­линной и глубокой связи с другими людьми. Такая встреча стано­вится возможной только тогда, когда пациент получает возмож­ность встретить подлинного «другого». Так что терапевт может стать первой личностью в их жизни, к которой они могут подой­ти, найти и найти себя через «другого» и через свои отношения с терапевтом, желающим быть субъектом. Таким образом, «ина-кость» является очевидным параметром присутствия.

В терапии клиент может впервые получить возможность уви­деть доступного реального человека с его защищенностью и способностью преодолеть эту защищенность, способностью, на­пример, извиниться перед клиентом за сарказм, оказавшийся след­ствием чувств униженности или страха. Но если' терапевт имеет намерения или неосознанные нарциссические потребности к де­монстрации себя как отличающегося от пациента, но не имеет цели встретить «инаковость» пациента, его включенность разрушает­ся. Для терапевта его «инаковость» подчинена текущему процес­су, в который он погружен (Jacobs, 1991). Одна из самых распрост­раненных ошибок начинающих терапевтов состоит в навязывании себя пациенту. Это навязывание они представляют как выраже­ние подлинного диалога, однако же диалог в терапии всегда соиз­меряется с потребностями пациента и его готовностью к встрече с «другим».

При этом во время терапии для роста или выздоровления па­циента требуются разные качества «инаковости». Он ищет эти качества, а терапевт в процессе работы пытается понять, какой вид «инаковости» ищет пациент. Искусство терапии и состбит в способности терапевта привнести свое присутствие таким спо­собом, который адресован текущим потребностям пациента в связанности с другими людьми. Терапевт может адаптировать свое присутствие, чтобы соответствовать потребностям роста пациента. «Поворот к другому» становится возможным, когда терапевт в состоянии обеспечить такую «почву» для различных видов «встречи».

Присутствие не может стать правилом для терапевта, но со­противление присутствию должно быть им исследовано. В геш-тальт-терапии, где контакт рассматривается как «основной орган личности», личности терапевта придается центральное значение для появления изменений в поведении. Когда контакт затруднен, многие гештальт-терапевты уделяют время исследо­ванию своих трудностей в супервизии, чтобы поддержать свою способность присутствовать. Это касается, например, момен­та, когда терапевт принимает защитную позу превосходства или когда он интерпретацией*»пытается преодолеть свое бессилие.

Практикуя присутствие, терапевт позволяет себе двигаться по направлению к пациенту и использовать полный спектр эмо­ций и поведения в контакте с пациентом: контакт глазами, фи­зическое соприкосновение, движение — все это будет говорить о его присутствии. Присутствие включает силу и бессилие тера­певта. Терапевт может сильно влиять на пациента и в решаю­щие моменты его любящая позиция может производить значительный терапевтический эффект. Но в реальности терапевт бес­силен изменить пациента, сделать его жизнь лучше, и эту боль желания и бессилия он может привнести во встречу.

Для того чтобы поддержать присутствие, очень ценен фено­менологический подход — поддержка того, что происходит, без предрассудков и интерпретаций. Комбинация присутствия с феноменологическим подходом может сделать возможными «Я-Ты» отношения. Феноменологическое познание дисциплинирует осознавание мыслей и интерпретаций и... пропуск их. Терапевт селективно аутентичен, он испытывает и осознает свои чув­ства и мысли, но выражает их частично, ориентируясь на осо­бенности терапевтического процесса. Присутствие — это и неоднозначное отношение терапевта к своим интерпретациям (конечно же, приходящим ему на ум), и повышенная восприим­чивость к тому, что исходит от клиента.

При этом «в задачи гештальт-терапевта входит выражение своих переживаний пациенту. Регулярно, с рассудительностью и проницательностью, он сообщает о своих наблюдениях, пред­почтениях, чувствах, получаемом опыте и мыслях. Таким обра­зом, делясь личной перспективой, он моделирует феноменоло­гические послания, помогающие обучать пациента доверию и использовать непосредственный опыт для усиления осознава-ния» (Йонтеф, 2001). А значит, и у клиента будет возможность привнести себя во встречу с терапевтом. Если терапевт рассу­дителен и думает, что клиент нуждается в изменениях, клиент будет скрывать то, что важно для него. Реальность терапевта не является более правильной, чем реальность клиента, просто это другая перспектива.

Однако некоторыми пациентами любое выражение «инаковос-ти» терапевта будет восприниматься как тягостное столкновение с ним. Так бывает у людей, имеющих поведенческий стереотип, зак­лючающийся в компульсивном обслуживании нарциссических потребностей других лиц за счет своих собственных потребнос­тей. Такие пациенты очень ориентированы на потребности тера­певта и будут повторять свой «излюбленный» поведенческий пат­терн в отношениях с ним. В этом случае терапевт может обеспе­чить их безопасность, сохраняя свою «инаковость» в фоне до тех пор, пока терапевтическая работа не приведет к осознаванию па­циентом своих особенностей. Рик Хикнер (1985) по этому поводу пишет: «Временами самое любящее терапевтическое присутствие, которое терапевт может привнести в терапию, заключается в его готовности обеспечить фон, напротив которого возникнет паци­ент». Индивидуальность терапевта в этом случае подчинена об­служиванию диалога.

Одним из очевидных параметров присутствия является само­раскрытие — подлинное и откровенное общение терапевта с пациентом. Самораскрытие само по себе подразумевает такой момент терапевтического процесса, в котором пациент оказы­вается лицом к лицу с «инаковостью» терапевта. Это достаточ­но сложно мотивированная интервенция.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 804; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!