Теории поля в социальных науках



Эдвард Толмен - американский психолог. Его модель теории поля рассматривает вопросы психологических соотношений меж­ду ролями и культурой. Он также использует понятия сила, об­ласть, локомоция, дистанция. Его теория контекстуально следу­ет за теорией К. Левина. Поле для Э. Толмена есть конфигурация, находящаяся где-то в пространстве поведения личности, завися­щая от состояния энергетической системы в данный момент вре­мени. Энергия у него также соотносится с потребностями.

С работами Э. Толмена связано понятие о матриксе ценнос­тей, который представляет собой культуральные схемы и зна­чения. Общий матрикс ценностей-верований определяет обще­ство в целом — культурный этнос.

В основе теории, как и у К. Левина, лежит динамический прин­цип. Наша система потребностей является источником энергии и напряжений. Когда активизируется отдельная потребность, например, в пище, она привносит в поле положительные или отрицательные импульсы, соответствующие магнитуде нашей потребности. Напряжение, связанное с активизированными потребностями, создает готовность для действия» которое будет разряжать эту энергию, удовлетворяя потребность. Конкретное же поведение по удовлетворению потребности в пище направля­ется матриксом верований-ценностей (объекты и различные пове­дения имеют позитивную и негативную валентность, которая из­влекается из этого матрикса).

Харольд Мэй.В 1972 году вышла книга социолога X. Мэя «Тео­рия поля: исследование ее применения в социальных науках». X. Мэй характеризует общество как поле напряжений, сил, конфлик­тов и борьбы и как пересечение множества квазиравновесий. Пер­вый источник напряжений и сил поля, по Мэю, — это взаимопро­никновение жизненных пространств. Люди в контакте проециру­ют друг на друга свои жизненные пространства, и поскольку эти пространства являются субъективной областью, люди видят друг друга в соответствии с раздражением этих жизненных про­странств. Второй возможный источник напряжений — роли. Каж­дая роль унифицирует определенную категорию людей. Так ка^ люди живут, играя различные роли, многие ролевые сегменты ста­новятся общими (перекрывающимися). При этом различные час­ти жизненных пространств будут попадать внутрь разных зон ин­терперсональной сферы интересов и создавать напряжения.

Третий возможный источник напряжений внутри поля — из­менение энергетического баланса среди групп. Групповые нор­мы зависят от их групповой поддержки. Система норм группы находится в балансе с различными возможными нормами обще­ства и репрезентирует непосредственное энергетическое отно­шение распределения власти между группами. Нормы связаны с борьбой за власть. Какие из них становятся общественными нормами, зависит от распределения социальных сил, а стабиль­ность системы зависит от равновесия между этими силами. Ста­бильность норм зависит от того, какой порядок установлен в балансе между властными группами.

Таким образом, общество, по X. Мэю, представляет собой квазиравновесие напряжений, сил и баланса власти между ро­левыми секторами и группами. Эти напряжения и силы состав­ляют социальное поле.

Вальтер Кути. Для социального психолога В. Кути поле есть контекст, ситуация, социальные условия. Поле является сим­волическим по природе, состоящим из взаимосвязанных смыс­лов и символов, но также и активным в появлении источников поведения.

Ключевой конструкт его теории — Tinsit («тинзит») — обозна­чает «тенденцию в ситуации». Проще говоря, поведение варьиру­ется ситуацией. Если ситуация повторяется, повторяется и поведе­ние. Tinsit проявляет вероятность действия по специфическому пути в особенной ситуации, а также определяет стресс или давле­ние, направленное против таких действий. Социальное поле — это множество ситуаций, активирующих человеческий «тинзит». Та­ким образом, поведенческая тенденция зависит от общего поля, от тотальной конфигурации ситуации, которую мы осознаем в отдель­ный момент времени. В основе социального поля лежит «тинзит» многих групп людей.

Как такое поле «работает»? Для объяснения Кути предло­жил теорию селекторов. Поле дает стимулы, на которые люди продуцируют смыслы, а затем отвечают на эти смыслы. То, что управляет этим ответом, является системой селекторов, создающих потребности, надежды и ценности людей. Систе­ма селекторов появляется процессе социализации человека в обществе, они фиксируют наш «тинзит» и в связи с полем (ситуациями) определяют поведение. Наши выборы не явля­ются свободными, по мнению В. Кути, они в основном пре­допределены.

Квинси Райт. В концепции социолога Квинси Райта мир рас­сматривается как поле (отношения, ценности, идеалы, позиции в постоянном изменении, которые влияют на индивидуумов, группы и нации). Сущности, силы и процессы реципрокно влия­ют друг на друга, и на все аспекты поля действует «поле как це­лое». Райт считал, что интернациональные отношения являются лучшим примером поля в целом.

Межнациональные отношения могут находиться в балансе (или в дисбалансе). При этом мир рассматривается как более или менее стабильный баланс между силами экспансии и сохра­нения (сдерживания). Нации управляются с целью возрастания их силы, но эти силы встречаются с силами самосохранения внутри наций.

Милтон Уингер. Его концепция теории поля описана в книге «К теории поля в поведении». Кючевой метод теории — меж-дисциплинарность. Автор применил его к перцепции и ролям, концепции self и делинквентности, предрассудкам и патологи­ческому поведению.

Определение поля таково: это общность сосуществующих фактов, воспринимаемых как взаимозависимые. Поле предпо­лагает междисциплинарный подход к человечеству, в котором мы рассматриваем одновременные эффекты изменений на био­логическом, социальном и культуральном уровне (и ничто не дол­жно рассматриваться в изоляции от другого уровня). Поведение не должно пониматься как полностью сфокусированное только на социальных связях или культуральном контексте. Мы — ре­зервуары многих тенденций, а какая тенденция будет преобла­дать, зависит от ситуации. Эта теория подчеркивает необходи­мость различных уровней рассмотрения событий, фактов, пове­ден.я и т. п..

Современные представленияо динамическом психологическом полев аспекте социального поведения

Подводя итоги и суммируя различные взгляды на теорию поля в психологии и науках об обществе, политолог и социолог д-р Р. Дж. Руммель рассматривает поведение индивидуума из фунда­ментальной психологической перспективы и считает его проявле­нием тенденций психологического поля.

Общество и культура являются комплексом, в котором инди­видуум ведет себя множественным образом в множественных ролях в контексте множества групп, смыслов, ценностей и норм.

1. Стимулы воспринимаются и трансформируются нервной системой по отношению к смыслам-ценностям из общего куль­турного матрикса. Этот матрикс интегрирован с ментальностью индивидуума как результат его культурализации и социализации и содержит такие (как правило, неосознанные) значения-ценнос­ти с нашего рождения. Культурный матрикс указывает направ­ление и скрыто, но с наименьшими усилиями ведет индивидуума через повседневную жизнь. Только когда индивидуум впервые попадает в иное общество и культуру, он начинает замечать регу­ляцию ценностей иным культурным матриксом. Этот матрикс является основным путем между динамическим психологическим полем и нашим социокультурным контекстом и окружением.

Динамическое психологическое поле определяет личность — это темперамент, мотивации, возможности, настроение, статус и т. п. Каждая конфигурация этих личностных компонентов, являющая­ся уникальной, определяет индивидуума, а его реальные проявления канализируются через общество и культуру. Например, име­ется врожденный сексуальный драйв, но как именно он превра­щается в конкретное сексуальное поведение, определяется куль­турным матриксом (например, что именно можно мужчине и что позволено женщине).

3. Таким образом, поведенческие тенденции в большинстве случаев являются культурально обусловленными. Как именно индивидуум себя ведет, также зависит от (1) социокультурного наследства, (2) от личности и (3) от ситуации. Все люди живут в структуре ожиданий, которые по своей основе являются социо­культурными, эта структура интегрирует всех в общество и по­буждает выдавать тысячи более или менее стереотипных бихе-виоральных ответов, требующихся в нашем повседневном фун­кционировании. То, как индивидуум действует, когда ест или торгует, является очень старым результатом социализации или культурализации в релевантном локальном социокультурном поле. Он может проявить и иногда проявляет новое поведение. Но это требует включения мышления, эмоциональной вовлечен­ности (и осознанности И. Б.), и воли.

Итак, то, что индивидуум чувствует, является частью, транс­формируемой нашей культурой. Его внутренний мир в реально­сти является частью целого, которое представляет собой соци­окультурную общность. Индивидуум существует в социокуль­турном поле, и это динамическое поле является точкой локаль­ной детерминации — локальное поле, функционирующее внут­ри большого поля. Такие локальные поля принадлежат и явля­ются частью целого, которое не является суммой этих частей. Ментальность индивидуума формирует континуум с социо­культурным полем. Оно не имеет ясно различимых границ — внутреннее поле (перцепции, мысли, потребности) незаметно переходит во внешнее поведение, группы, роли, нормы.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ В ПРАКТИКЕ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ :


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 543; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!