ТЕОРИЯ ПОЛЯ В ПСИХОЛОГИИИ ГЕШТАЛЬТ - ТЕРАПИИ



ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТЕОРИЮ ПОЛЯ В ПСИХОЛОГИИ

Идея теории поля пришла в психологию как метафора из те­орий электрического и магнитного полей. «Заимствованное из наук о природе конца XIX века гештальт-терапией, понятие поля вносит в гуманитарные науки одну из фундаментальных пара­дигм. Оно позволяет описать взаимодействие (взаимосвязь) сущностей и функций целого и его частей посредством анало­гии с явлениями, описанными в связи с магнитным полем», — пишет в статье-очерке о теории поля в гештальт-терапии извес­тный теоретик и практик гештальт-терапии Жан-Мари Робин (1994). Кроме того, «теория поля — это не просто абстракция, набор идей, существующих в книгах и умах нескольких теоре­тиков, но это основа для способа восприятия, познания и пони­мания мира, основа, которая может органично встроиться в си­стему видения и мировоззрение практикующих гештальт-тера-певтов» (Малкольм, 2003).

Для начала нужно заметить, что понятие «поле» в психоло­гии употребляется в нескольких смыслах:

1. Как область пространства (психического, социального, культурного, лингвистического), внутри которого нечто суще­ствует во времени — например, психические, социальные или культурные явления.

2. Как область, включающая какие-либо силы и напряжения.

Как подход в исследовании индивидуума или группы (по­левой подход). Здесь теория поля — это рамка для исследования событий, опытов, объектов, организмов и систем как осмысленных частей познаваемой общности взаимовлияющих сил, кото­рые вместе формируют единое интерактивное и непрерывное целое (поле). Этот подход отличается от классифицирующего подхода или анализа дискретных элементов чего-то целого (Yontef, 1993) и позволяет избегать ложных дихотомий типа «Ин­дивидуум создает среду» или «Среда создает индивидуума». Поле «организм — среда» воссоздает себя вместе с индивиду­альной частью, влияющей на общее поле, и целостностью, влия­ющей на индивидуума.

При употреблении «поля» как понятия обычно указывается область его применения. Так, поле зрения соотносится с глазом, социальное поле — с обществом, в биологии имеется гипотеза о так называемых морфогенетических полях и т. п. Гештальт-терапия говорит о поле «организм — окружающая среда» и фе­номенологическом поле, определяя этим свою предметную об­ласть. Средой может быть школа, бизнес, семья, сообщество, тренинговая группа и т. п.

Заслуга введения понятия «поле» в психологию в значитель­ной степени принадлежит Курту Левину (2000). Он считал, что все поведение (и его конкретные проявления — мышление, дей­ствие, потребности и т. п.) понимается как изменение некото­рого состояния поля в данную единицу времени. Поле, с кото­рым имеет дело психолог, представляет «жизненное простран­ство индивида». Это жизненное пространство состоит из чело­века и психологической окружающей среды — такой, какой она представляется данному человеку.

С точки зрения К. Левина, теорию поля нельзя назвать теори­ей в обычном смысле («логическое обобщение опыта, обще­ственной практики, отражающее закономерности развития природы и общества» [Б.Т.С., 2001], «совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее» [С.И.С., 1979]), ее лучше охарактеризовать как подход (совокупность принципов) и целостный способ понимания. Термин «теория» в этом случае имеет широкое значение, обозначая общетеорети­ческий подход или способ восприятия реальности. Таким обра­зом, это и общетеоретический взгляд, и способ оценки реаль­ности, и практическое средство ее исследования.

Подход, который использует теория поля в психологии, явля­ется в основном описательным, а не объясняющим или класси­фицирующим. Объясняющие или классифицирующие подходы подчеркивают сходство или различие фактов или явлений, в то время как теория поля делает акцент на целостности и взаимо­зависимости. Отличительный признак теории поля, по словам К. Левина, — это «взгляд на общую ситуацию более выражен­ный, чем взгляд кусочками или пункт за пунктом, вместо того чтобы сводить комплексное феноменологическое целое к час­тям», «взгляд на всю ситуацию целиком».

Таким образом, появляется возможность установить и иссле­довать организованную, взаимосвязанную, взаимозависимую, ин­терактивную природу сложных человеческих феноменов. Концеп­ция теории поля в психологии описывает территорию челове­ческого бытия в контексте отношений людей в обществе. «Ни один организм не самодостаточен. Он нуждается в окружающем мире для удовлетворения своих потребностей. Рассматривать организм сам по себе равносильно тому, чтобы представлять его как искусственно изолированное целое, в то время как всегда су­ществует взаимозависимость между организмом и его окруже­нием. Организм является частью мира, но он также может пере­живать окружающий мир как нечто отдельное от себя — как не­что столь же реальное, как и он сам», — пишет Ф. Перлз в своей первой книге «Эго, голод и агрессия» (1942, 2000).

Структура и функция поля не являются отдельными сущнос­тями, они представляют собой способы описания, выражающие качество единой и неделимой целостности. Вместо того чтобы рас­сматривать единичные элементы ситуации, полевая теория ре­комендует начинать с характеристики ситуации в целом. Напри­мер, гештальт-терапевт уделяет внимание наблюдению, описа­нию и прояснению точной структуры того, что является предме­том исследования, скажем, целостным понятиям «групповая ат­мосфера», «тема» или «степень свободы».

Этот метод предполагает, что существует «нечто вроде свойств поля как целого» (К. Левин, 1952, 2000, с. 84), которые можно опи­сать или измерить. «Вместо того чтобы отбирать изолированные факты и позднее пытаться «синтезировать» их, с самого начала учитывается и отображается общая ситуация. Подход теории поля, следовательно, означает метод «постепенного приближения» в виде поэтапно растущей конкретности» (с. 172).

Необходимо отметить, что теория поля может стать руководством в исследовании чего-либо, но не может доказывать истинность или ложность какого-либо предположения. С помощью этого подхода (где «поле» является инструментом исследования) могут быть изу­чены события, объекты, организмы и системы. Однако эта интег­рация идей, полезная в исследовании психологических трудностей клиента, является только нашим предпочтением, а не истиной в последней инстанции (Yontef, 1993).

Поле существует и проявляет свои эффекты в процессе. Тео­рия поля — это холистическая и процесс-ориентированная тео­рия, учитывающая пространственно-временную перспективу. Все факты и явления теория поля рассматривает в контексте про­исходящего.

Типы полей

В психологии выделяются следующие типы полей:

онтологическое поле — «все-что-есть», включающее при­роду, но не сводящееся только к ней, оно включает всех субъектов и все объекты, все события и все организмы, и их интеракцйй с окружающей средой;

единое поле — акцент на «индивидууме-в-среде». «Хотя все живые организмы проявляют заметную индивидуальность и относительно автономны в своей деятельности, часто бывает труд­но установить границы между организмом и окружающей средой. Некоторые организмы можно считать живыми только в опреде­ленном окружении...» (Ф. Капра);

феноменологическое поле — поле опыта, определяется как «все, что имеет эффект (действие)». Имеются существенные различия между испытываемым — феноменологическим опы­том, с одной стороны, и физическим, трансфеноменологическим миром — с другой. Феноменологический мир включает не толь­ко воспринятую индивидуумом среду, но также его восприятие телесного «Я» (или, как говорил К. Левин, «жизненное простран­ство»), все, что может быть воспринято. Феноменологическое поле включает личность и среду, феномены личности и феноме­ны среды, но не сам физический организм и его физическое ок­ружение. И этот феноменологический мир не нейтрален, а по­лон отталкиваний и притяжений. (Физический базис этих фено­менов составляют мозговые процессы, но они-то и не могут быть восприняты, они принадлежат к трансфеноменологичес­кому миру, который включает физическое тело индивидуума и его физическое окружение, и физические тела других людей).

Не все опыты человеческого организма осознаются, большин­ство телесных феноменов проходит без осознавания. По мере того как личность живет сквозь время и обстоятельства, она интегри­рует в себе некоторые виды того, что в ней случается, независимо от того, осознает она это или нет. В частности, отправляясь к док­тору на обследование, мы хотим осознать важные данные о на­шей физической жизни, которые могут повлиять на наше целост­ное существование. Так что, если даже мы фокусируемся на част­ных аспектах целостного человеческого бытия, если мы абстраги­руем один аспект для исследования в глубину, мы не должны забы­вать, что имеем дело с целостным организмом, а наш фокус — это только часть.

Теория феноменологического поля продолжает разрабаты­ваться гештальт-теоретиками и гештальт-практиками и по сей день (Parlett, 1991, 1997, 2003, Latner, 199, Робин, 1994, Wheeler 2000, Yontef 1993, Philippson 2003).

Поле «организм окружающая среда» предметная область гештальт-подхода. «Ни один индивид не самодостаточен. Ин­дивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле. Поведение индивида — функция этого поля: оно определяется природой от­ношений между ним и его средой» (Ф. Перлз, Гештальт-подход, 1996, с. 30).

Феноменологический метод, который использует гештальт-те-рапия, включает исследование феноменологии клиента и фено­менологии терапевта, исследование содержания и организации настоящего опыта. Личность не может быть определена без свое­го поля — субъективного мира. «Любой опыт — это опыт контакта в диалоге с миром», — пишут в своей статье «Основные страте­гии работы гештальт-терапевта» Д. Хломов и Е. Калитиевская (2000, с. 29), а «контакт — это всегда обмен между организмом и окружающей средой». «Изучение способа функционирования личности в окружающей ее среде — это изучение того, что проис­ходит на границе контакта между индивидом и окружающей его средой. Именно на этой границе расположены психологические события: наши мысли, наши поступки, наше поведение, наши эмо­ции являются формой нашего опыта и встречи этих событий на границе с окружающим миром» (Ф. Перлз, цит. по Д. Хломову и Е. Калитиевской, 2000).

Гештальт-терапевт исследует процесс восприятия мира, созда­ния опыта и субъективных смыслов, а также процесс выбора (или отказа от выбора). Он исследует и экспериментирует с тем, что по­является у клиента (и по отношению к клиенту) в терапии, просле­живает взаимосвязи и отношения настоящего с фоном опыта, кото­рый клиент привлекает в настоящий момент, с тем, что не окончено и влияет на его существование «здесь и сейчас», делая рельефным «прошлое-настоящее» в клиентском феноменологическом поле.

Некоторые люди создают фиксированное чувство self, на кото­рое чрезвычайно мало влияет окружение. Оно всегда одно и то же в определенном контексте. Этот так называемый фиксированный гешталып малоподвижен и имеет ограниченную способность к развитию и росту.

У гештальт-терапевтов всегда остается вопрос, как направить осознавание клиента по терапевтически эффективному пути, факторы которого клиент не осознает. Возьмем широко извес­тный тест MMPI, с помощью которого мы можем определить, насколько у клиента выражены ипохондрические или тревож­ные тенденции. В гештальт-терапии мы рассматриваем эти дан­ные только как терапевтическую гипотезу. Мы спрашиваем кли­ента, согласен ли он с этой оценкой (естественно, не с диагнос­тическим ярлыком, а с описанием), есть ли что-то, что он по это­му поводу осознает. Если он отвечает «да», мы можем тогда ис­следовать некоторые из вспоминаемых ситуаций и использовать эту информацию как маркер, который предупредит нас в буду­щем об определенном роде феноменологии, которую клиент может проявить в терапевтической ситуации.

Но что, если клиент сказал «нет»? Терапевт хранит инфор­мацию теста как возможность заметить, будет ли что-то про­являться как параноидное или ипохондрическое. Гештальт-те-рапевт никогда не принимает все то, что клиент дает или в чем убеждает, за абсолютную истину. Она (истина) может быть соб­ственностью или даже ценностью клиента, но расценивается как просто возможность, которая может проявиться. Клиент­ский опыт, феноменология и осознавание, а не наши мысли и замечательно интересные спекуляции являются главными в гештальт-терапии.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 820; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!