Все коммуникационные обмены могут быть или симметричными, или комплементарными



Эту особенность общения впервые отметил Грегори Бейтсон в 1935 г. Он описал два варианта взаимодействия разных культурных сообществ. Один вариант — отношения взаимодополнительности. Они возникают в тех случаях, когда стремление и поведение двух групп различаются. Допустим, одна группа ведет себя агрессивно, а вторая покорна. Если эти поведенческие паттерны устойчиво сохраняются, то можно говорить о комплементарном схизмогенезе. Различия нарастают: с одной стороны, увеличивается агрессия, а с другой — покорность. Они подкрепляют друг друга, и происходят захват, аншлюс, аннексия, экспроприация. Второй вариант — те случаи, когда поведение двух групп одинаково и их интересы одинаковы. Тогда мы видим при симметричном схизмогенезе взаимное нарастание, допустим, агрессии и в пределе — войну. Или стороны ведут себя мирно и хотят сотрудничать, тогда мы видим объединенную Европу.

Такие же особенности общения свойственны парному взаимодействию людей. При комплементарном паттерне взаимодействия мы видим пары: палач — жертва, самоутверждение — покорность, демонстративное поведение — восхищение и т.п. При нарастании различий один член пары все время приспосабливается к другому и теряет себя в отношениях. Он перестает понимать свои желания, мотивы, стремления, не осознает своего внутреннего содержания. Так же как при нарастании комплементарного схизмогенеза групп две равноправные страны заменяются метрополией и колонией, так и в паре вместо двух разных людей возникает то, что Мюррей Боуэн называл «нерасчлененная эго-масса». При симметричном схизмогенезе в паре люди общаются по принципу «око за око, зуб за зуб». При таком взаимодействии различий становится все меньше и меньше. Выстраиваются другие пары: гнев — гнев, агрессия — агрессия, покорность — покорность. Поведение и устремления у людей одинаковые, они представляют собой два зеркала, стоящие друг напротив друга. Понятно, что взаимная агрессия приводит к насилию в семье, а при взаимной покорности люди не могут принимать решений, и динамика семейной жизни практически замирает.

Люди — пленники коммуникативных паттернов. Их поведение подчиняется коммуникативной логике. В дисфункциональной семье многие процессы очень ригидны. Коммуникативные паттерны — не исключение. Возникают стереотипы взаимодействия, и люди им следуют. Коммуникативные паттерны есть и в терапевтическом взаимодействии. Взаимодействие психотерапевта и клиента комплементарно. Психотерапевт в позиции дающего, помогающего, а клиент — нуждающегося, берущего. При нарастании комплементарного схизмогенеза клиент инвалидизируется, терапия не достигает цели. Во всех психотерапевтических школах разработаны приемы, помогающие психотерапевту избегать ловушки комплементарного взаимодействия.

Грегори Бейтсон выделял еще один паттерн взаимодействия, который он назвал обоюдность. Под обоюдностью он понимал быструю и гибкую смену паттернов симметричности и комплементарности. В функциональной семье все устройство гибкое и легко изменяемое, так что в ней, если применять термин Бейтсона, господствует обоюдность.

Каждая коммуникация имеет содержательный аспект и аспект отношений

Коммуникация не только передает информацию, но и влияет на поведение. Иногда коммуникацию подразделяют на описательную и побудительную. Представьте себе прибор. Есть его описание — содержательный аспект. Есть инструкция — что надо делать, чтобы им пользоваться — это побудительный аспект, или информация об информации. В человеческом общении все устроено так же, но выглядит более драматично. Побудительный аспект коммуникации, или информация об информации, формирует взаимоотношения людей.

Ребенок хохочет и, допустим, плюется едой.

«Сейчас получишь по попе». Это информация. Ребенок не верит и продолжает безобразничать. «Я не шучу». Это информация об информации.

«Брось меня, командир» — это просьба от нижестоящего к вышестоящему. «Солдат, брось меня». А солдат, преданный своему командиру, понятное дело, его не бросает и тащит на себе. А если «это приказ», то здесь все ясно.

Чаще информация об информации скрыта в общении. Интересные примеры приводит И. Утехин (2004): «Где ты опять оставляешь свои носки, ты никогда не выключаешь свет на кухне, почему за тобой всегда надо убирать, крошки на скатерти, мусор не вынесен...» (с. 1).

Информацией об информации являются слова «всегда», «никогда», «опять». Утехин обобщает их в одном слове «доколе?». Один воспитывает, а другой является жертвой воспитания, если принимает упреки. Метакоммуникация определяет статусную расстановку в паре. Один «выше», он воспитывает, другой — объект или жертва воспитания, он ниже по положению. Если выделить «голую» метакоммуникацию, то она выглядит так: «Я вижу себя главным в контакте с тобой в данный момент».

Жертва находится в комплементарной позиции. Неважно, извиняется она или ворчит в ответ. Если нет ответной агрессии, то побудительный ответ такой: «Я вижу себя подчиненным в контакте с тобой в данный момент».

Ответ может быть и другим: «Еще слово скажешь — уйду, побью, ничего не буду делать». В этом случае позиция партнера симметричная и побудительный аспект коммуникации такой: «Нет, это я вижу себя главным в контакте с тобой в данный момент».

Очень важно то, что побудительные аспекты коммуникационных обменов очень динамичны. Они действительно «играют» только в данный момент. Если отношения тяжелые и конфликтные, то определяющим и самым главным являются именно побудительные аспекты, а содержательные неважны.

В системной теории выделяют три варианта побудительного аспекта коммуникации.

1. Подтверждение самоопределения.

«Я вижу себя таким-то в контакте с тобой в данный момент».

«Ия вижу тебя именно таким в контакте со мной в данный момент».

В обыденной жизни это выглядит, например, так: «Правда мне очень идет эта стрижка?» — «Да, дорогая, ты — красавица».

2. Отрицание самоопределения.

«Я вижу себя таким-то в контакте с тобой в данный момент».

«А я не вижу тебя таким в контакте со мной в данный момент».

«Правда мне очень идет эта стрижка?»

«Тебе вообще ничего не идет» или помягче: «Стрижка хорошая, но все-таки надо сбросить вес».

3. Игнорирование самоопределения.

«Я вижу себя таким-то в контакте с тобой в данный момент».

«Я тебя не вижу».

«Правда мне очень идет эта стрижка?»

«Отойди, пожалуйста, ты мне телевизор загораживаешь».

Отрицание и игнорирование самоопределения обижают, особенно если они поступают от значимых людей. Есть люди, которые всю жизнь бьются за признание. Например, нелюбимые дети — это самые преданные и добросовестные дети своих родителей. Неважно действительно ли их отвергали и игнорировали, или они просто ревновали родителей к своему сиблингу, но такой ребенок всю жизнь может доказывать, что он — лучший ребенок. Мудрый родитель умеет этим воспользоваться. Хвалить и благодарить за заботу и успехи, конечно, нужно, но не захваливать. Нет-нет, да и сказать что-то вроде: «Не так поешь, не так летаешь»,— или похвалить, а еще лучше пожалеть сестру или брата, и тогда пресловутый стакан воды будет гарантирован в старости.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!