ОСОБЕННОСТИ НЕОЯЗЫЧЕСТВА КАК СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТЕЧЕНИЯ



Палкина Алина Владимировна

ГАОУ ВО МГПУ, ИПССО, студентка 2 курса, Москва

Научный руководитель - канд. историч. наук, доцент Ткаченко А.В.

Неоязычество появилось в конце XIX в. в Европе на фоне возникшего интереса к дохристианским и неавраамическим религиям. В России, в отличие от Европы и Северной Америки, данное религиозное течение стало распространяться в 80—90-х годах прошлого века. Хотя возникновение неоязычества в России связывают с началом XX в., оно не могло открыто существовать в советское время, и потому его развитие больше связано с особенностями российского постсекулярного общества, характеризующегося возрождением не только христианства, но и «как «нетрадиционных», так и простейших древних верований, не препятствующих принятию христианства» [3].

Течения внутри самого неоязычества разнообразны. Среди российских неоязыческих верований можно выделить такие, как родноверие, марийская традиционная религия, тенгрианство и др. Для западного мира характерны друидизм, феминистское ведьмовство, викка и т.д. [4]

Точного определения термина «неоязычество» нет. На это есть несколько причин. Первая – слишком широкий охват при попытке объяснить данное явление [5]. Неоязычество рассматривается с нескольких позиций: религиоведения, культуроведения, политологии и философии. Нас же прежде всего интересует интерпретация этого явления как религиозного направления. Вторая причина — неоднозначность интерпретации самой сущности феномена. Некоторые учёные определяют неоязычество как «новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики» [3]. Другие, такие как В. А. Шнирельман и А. В. Гурко, видят в неоязычестве искусственно созданную религию, призванную возродить «национальную духовность» [7]. А. В. Гайдуков определяет данный термин как «совокупность религиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией» [3].

Неоднозначно данное явление не только в своём определении, но и в его оценке обществом. Часть учёных считают распространение неоязычества опасным, так как, по их мнению, неоязычники склонны к ксенофобским настроениям и провоцируют религиозные распри. Политолог В. Прибыловский называет эту религию самой политизированной [7]. А Патриарх Алексий II поставил неоязычество в один ряд с терроризмом, назвав его одним из «губительных явлений современности». Но сами неоязычники считают подобные обвинения ложными. Они отмечают, что им претит возвышение одной нации над другой, что они против войны за территорию, о чём, в частности, говорится в «Русском языческом манифесте».

Рассмотрим особенности, отличающие неоязычество не только от классического язычества, но и от других религий.

 Неоязыческим верованиям присущ некий «экологизм», сочетающийся с «сакрализацией природы, присущей соответствующим религиозным течениям» [5]. Для данных верований характерно почитание Природы, ее одушевление. Природа представляет для неоязычников особую ценность, а потому многие последователи рассматриваемого течения так или иначе связаны с различными экологическими движениями. Они выступают против культуры потребления. Важно отметить, что в неоязыческих общинах особое значение придаётся деятельности жрецов, «которые разрабатывают новую обрядность и мифологию (в первую очередь формируют обширный пантеон богов), используя реликты архаических культов» [3].

Так как многие неоязыческие верования всё ещё находятся в стадии становления, можно отметить у них отсутствие «жёсткой системы догматов» [2]. Причём внутри «неоязычество не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество групп, взгляды которых существенно различаются» [3].

Некоторые учёные указывают на такую особенность неоязыческих верований, как феминность. Это более характерно для таких западных направлений, как, например, викканство и феминистское ведьмовство. В этих воззрениях феминность является центральным моментом, так как их последователи отмечают роль Великой Богини как первоначала, создателя мира. Важным является тезис о том, что женщина даёт жизнь. При этом роль мужчины отводится на второй план [4]. Однако это характерно для немногих видов неоязыческих верований, а «подавляющее большинство неоязыческих учений апеллирует к «традиционным обычаям и ценностям», которые по своей сути слишком далеки от феминизма» [5].

От классического язычества новое отличается тем, что в него влились некоторые восточные практики. Например, медитации. Стоит отметить, что традиционному язычеству не присущ подобный способ поиска связи с Природой или богами.

Неоязычество также примечательно особой динамичностью развития [2]. По мере накопления знаний о старых и новых языческих верованиях, возникает всё больше новых течений, отличающихся своими особенными взглядами, ритуалами. При этом для неоязычества вовсе не обязательна вера в богов. Достаточно веры в силы Природы или Вселенной.

Уже отмеченное выше стремление к возрождению «национальной духовности» приводит к росту патриотических выступлений среди неоязычников [3].

Некоторым группам неоязычников в России присуща критика современного техногенного общества, так как оно не нацелено на совершенствование человека, для него самой важной задачей является развитие технологий [1]. Вдобавок к этому, развитие технологий отдаляет человека от Природы, ослабляя их связь, что, по их мнению, негативно сказывается на душевном и физическом здоровье людей.

Как отмечает А. Б. Ярцев, неоязычество мало изучено и больше обращает на себя внимание «газетно-журнальной публицистики», а не науки [7]. Но, несмотря на это, данное явление всё же представляет определенное значение для научного изучения, так как возникшее ещё в конце XIX в. неоязычество развивается сейчас особо активно. Основная трудность в изучении неоязычества, как и многих других современных религиозных течений [6], – отсутствие единого определения данного феномена.

Среди характерных особенностей этого течения можно выделить следующие: почитание сил Природы, «экологизм», стремление к «народной духовности», отсутствие чётко установленной системы догматов, особая роль жречества, наличие множества направлений внутри самого неоязычества, его постоянное развитие, введение некоторых восточных практик. Для некоторых западных неоязыческих течений также характерна феминность, а для российских – критика современного техногенного общества.

Литература

1. Агальцов, А. Н. Этические ценности современного российского неоязычества // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. — 2010. — № 20 (91) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-tsennosti-sovremennogo-rossiyskogo-neoyazychestva

2. Гайдуков, А. В. Социальные функции неоязычества: проблема изучения // Colloquium heptaplomeres. — 2014. — № 1 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-neoyazychestva-problema-izucheniya

3. Лемешева, Е. М. Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]: режим досткпа: http://cyberleninka.ru/article/n/neoyazychestvo-kak-sotsialnyy-fenomen-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve

4. Саракаева, А. А. Опыт конструирования феминности в культуре американского неоязычества // Известия ВГПУ. — 2011. — № 3 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-konstruirovaniya-feminnosti-v-kulture-amerikanskogo-neoyazychestva

5. Смульский, Е. В. К развитию вопроса о понятии «Неоязычество» // Colloquium heptaplomeres. — 2014. — № 1 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-razvitiyu-voprosa-o-ponyatii-neoyazychestvo

6. Ткаченко, А. В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной молодёжи [Текст] / А. В. Ткаченко // Системная психология и социология. — 2012. — № 6. — С. 112-120.

7. Ярцев, А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-neoyazychestvo-k-voprosu-o-proishozhdenii-ponyatiya

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!