СУБКУЛЬТУРА КОСПЛЕЕРОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ



Гришанова Мария Ильинична

ГАОУ ВО МГПУ, ИПССО, студентка 3 курса, Москва

Научный руководитель - канд. историч. наук, доцент Ткаченко А.В.

           Косплей — это переодевание в костюмы известных кино- и мультипликационных персонажей и изготовление таких костюмов. Суть этой субкультуры заключается в том, чтобы предельно точно повторить образ выбранного персонажа. Для этого приобретается или создается вручную одежда, тщательно продумываются причёска и макияж. Кроме всего перечисленного, человек должен не только внешне походить на выбранного персонажа, но и полностью перевоплотиться в него, подражая манере разговора и поведения. Изначально косплей был исключительно японским явлением, однако в конце 1980-х начал распространяться за пределы Японии, и сейчас такое понятие, как косплей известно всему миру [1], [2], [3].

           Переодевание в одежды, подобные тем, что носят герои аниме, видеоигр, художественных фильмов, и в принципе любое переодевание с попыткой перевоплощения — это косплей. Под этим понятием чаще всего подразумевается истинно японский антураж. Смысл косплея заключается в том, чтобы доказать, что именно ты лучше всех копируешь своего персонажа. Японский косплей можно увидеть на специализированных вечеринках, посвящённых этой субкультуре, на различных общественных мероприятиях, в парках развлечений и т. д. Раньше такого вида вечеринки можно было увидеть только в Японии, и начиная с 1998 года в Токио открывались кафе, которые были ориентированы именно на вечеринки такого типа. Сейчас косплей можно увидеть и в России, на которую, пусть и с опозданием, распространяются процессы, начатые в последние годы за рубежом [4].

           Косплей имеет множество видов, и я постаралась в них разобраться и проанализировать некоторые из них. Во-первых, самым распространённым видом косплея считается воспроизведение персонажа из аниме или манги. Манга — это японские комиксы. Костюмы персонажей могут быть самыми разнообразными, от простых до сложных. Некоторые фанаты этой субкультуры занимаются подготовкой костюмов по полгода. Обычно эти люди увлечены только комиксами и мультфильмами в стиле аниме, поэтому они стараются то, что они видят по телевизору или в Интернете, а также рассматривают в журналах, воплотить в реальность. Лучше всего это получается у японцев, потому что они схожи с персонажами из своих мультфильмов.

           Во-вторых, не менее важным видом косплея является фотокосплей. Участники основательно подготавливаются к поездке на фестиваль. Такие фотографии будет оценивать весь мир, поэтому косплееры стараются изготовить качественный костюм и придать фото атмосферу картины, соответствующей выбранной манге и какому-либо моменту игры или аниме.

           Также стоит отметить кукольный косплей. Как правило, этот вид используется как дополнение к создаваемому образу. Это может быть ещё один персонаж, сопровождающий героя, которого изображаете вы, или кукла, которая наряжается в такой же костюм, как у самого косплеера.

           Имеется много информации про различный косплей в разных частях мира, но всё же хотелось остановиться на теме косплея в России, потому что думаю, что людям, живущим в нашей стране, интересно узнать об этом явлении побольше. По сравнению с иными западными фан-сообществами, российский косплей один из самых «профессиональных». Несомненно, всегда есть те, кто не доводит свой образ до совершенства, но некоторые апологеты косплейного перфекционизма достойны восхищения. И на самом деле, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы подобрать нужный парик, некоторые косплееры могут перебрать их порядка нескольких десятков и могут шить костюмы от нескольких недель до продолжительных месяцев. Огромный труд — подобрать подходящие линзы, а также аксессуары, которые приходится делать самостоятельно. Приготовление может затянуться даже на несколько лет, если какая-то важная деталь не может быть найдена. Косплей — это не просто производство костюма, которое вторично по своей важности, а именно процесс вживания в роль персонажа. Этим косплей очень похож на театральное искусство и кинематограф.

           Можно считать, что косплей как явление так распространён и, более того, так профессионально и качественно исполняется в России по причине скудости и однообразия жизни и быта россиян, вековой закрепощённости мысли и невозможности выразить себя. Именно фрустрация подталкивает россиян к бегству из реального мира, в котором набор ролей чрезвычайно беден. Косплей популярен в виду неудовлетворенности границами своей биографии и стремления к познанию альтернативного Я, обречённого на постоянную нереализованность. Во вторичной реальности можно найти любого персонажа, которому ты будешь симпатизировать, материализовать его внешний облик и стать этим нарисованным героем во плоти. И теперь ты – это он.

Эту субкультуру можно рассматривать как некую терапию. На Востоке, в особенности в индийской литературе, человеческая личность понимается как нечто не цельное, а значит любые разносторонние проявления различных черт – естественное явление. Косплей и актёрское мастерство выполняют работу развития потаённых уголков личности и помогают стать человеку свободнее, понять, что он не прикреплён к одному единственному телу и одной маске.

           В работе постаралась провести опрос на тему «Хотел бы ты стать частью субкультуры косплееров?» Конечно, немногие люди захотели принять участие в данном опросе, некоторые вообще не знакомы с такой субкультурой, но всё же респонденты поделились своим мнением по этому поводу. Большинство опрошенных не хотят этим заниматься, потому что считают, что всё это абсурд, что данные игры предназначены только для детей, но на самом-то деле не каждый ребёнок сможет воплотить в себе персонажа и подготовить костюмы, и чаще всего этим занимается взрослое поколение. Но некоторые люди после опроса заинтересовались данной субкультурой, им захотелось узнать об этом побольше, они захотели попробовать себя в роли какого-то персонажа, постараться перевоплотиться и посчитали данную задумку интересной. И в моём опросе не было тех, кто уже занимается этим видом субкультуры.

           Косплееров по всему миру становится всё больше и больше, для кого-то косплей стал даже смыслом жизни. А если косплей станет смыслом жизни для каждого? Нет, так будет не интересно. Помимо косплея в жизни нам нужно многое другое, а без доминирующей культуры мы не сможем прожить вообще, ведь косплей – это не на всю жизнь, а лишь временное увлечение, в то время как доминирующая культура определяет повседневное социальное поведение на десятилетия. Увлечения не должны вводить людей в зависимость, они должны только украшать и разнообразить нашу жизнь.

Литература

1. Косплей [Электронный ресурс]: режим доступа: http://cosplay.ru/

2. Косплей [Электронный ресурс]: режим доступа: http://psihomed.com/kospley/

3. Косплей [Электронный ресурс]: режим доступа: http://ru.wikipedia.org/

4. Ткаченко, А. В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной молодёжи [Текст] / А. В. Ткаченко // Системная психология и социология. — 2012. — № 6. — С. 112-120.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!