ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОСКОВСКОЙ МОЛОДЁЖИ



Гоголева Анастасия Сергеевна

ГАОУ ВО МГПУ, ИПССО, студентка 2 курса, Москва

Научный руководитель канд. историч. наук, доцент Ткаченко А. В.

Взаимосвязь духовных ценностей и культурного воспитания молодёжи выступает актуальной проблемой не только в области образования и науки, но и в повседневной жизни общества. Уровень развития духовной культуры напрямую зависит от того воспитания, которое получает молодое поколение.

Нельзя сказать, что тема нова — она поднималась и раньше, но в настоящее время эта проблема остро встаёт на пути социального развития как всего человечества, так и российского общества в частности. Особенно она проявляется в мегаполисах и крупных городах, где высокую степень интенсивности имеет эффект сглаживания культурных границ и где распространены космополитические установки. Не стала исключением и Москва.

Культура как совокупность и единство различных ценностей ведёт людей к духовной свободе. Духовные ценности придают жизни каждого человека смысл, прокладывают ему путь вперёд. Общество, которое ценит духовные традиции, ожидает большое будущее.

Нравственный облик общества определяется уровнем духовности всех его членов. Эта истина была известна ещё в древности и не утратила своей актуальности в настоящее время [2].

Духовная культура человека проявляется в его отношениях с другими людьми, в воспитании и поведении. Высокие нравственные качества человека — основа духовности. Духовное развитие отдельной личности тесно связано с сознанием народа, политической активностью. С развитием общества изменяются состав различных социальных групп и сферы их деятельности. Но и сейчас, как и в далёком прошлом, только в том обществе, где есть источники духовности, может сформироваться культурный человек.

Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определённых духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие.

Духовность приходит к человеку через религию, литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.

Проблема заключается в том, что в условиях современного мирового глобального общества уже не осталось ни одного государства, общество которого не испытывало бы некоторых затруднений в вопросах передачи молодому поколению накопленного опыта. Обычаи, традиции и нравственные нормы постоянно подвергаются критике со стороны молодёжи: многие не находят их современными, не принимают и не понимают их [1].

Так, например, основываясь на данных опроса, проведенного в 2011 году среди московских школьников, А. В. Ткаченко в своей статье «Психическое здоровье школьников в условиях Московского мегаполиса» делает следующие выводы.

Во-первых, он говорит, что «подрастающее поколение более, чем старшее, склонно к моральному релятивизму». Это обуславливается большим количеством информационных веяний, которым подвергаются дети, а также отсутствием правильного стандарта, который заложил бы основы нравственного воспитания, потому что «морали почти не учат ни в школе, ни в семье».

Во-вторых, «отличительной особенностью современного общества является индивидуализм, вызывающий безответственное равнодушие людей к чужим проблемам, которое естественным образом порождает терпимость взрослых и детей к безнравственным поступкам» [4].

На основании вышесказанного мы можем выделить ряд проблем, стоящих перед современной московской молодёжью:

1. необратимость глобализационных процессов в области культуры, добровольное принятие и мощная интеграция культурных образцов и ценностей внешнего мира приводят к обесцениванию самобытной русской культуры;

2. уход от традиций приводит к отходу от «живых» видов досуга в сторону «виртуальных»;

3. острее становятся проблемы культурной маргинализации населения: распространение аномии, алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности влияет на содержание и качество досуга, обесценивая его;

4. коммерциализация сферы досуга и недоступность его видов для широких масс населения, в том числе в молодёжной среде, влечёт за собой формирование круга сложных нравственно-этических и моральных проблем [3].

Отсюда можно вывести необходимость создания доступных образовательных программ, направленных на повышение уровня духовности и общей культуры [5], которые основывались бы на таких духовно-нравственных ориентирах, как гуманизм, социальная ответственность, чувство гражданского долга, чувство собственного достоинства, проявление толерантного отношения к окружающим.

Литература

1. Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Ю. В. Хен. – М.: ИФФРАН, 2010. – 239 с.

2. Зыбрева, В. Н. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи [Электронный ресурс]: режим доступа: http://conf.omua.ru/content/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-sovremennoy-molodezhi

3. Сабиров, Т. Р. Социально-культурная деятельность в системе духовного и нравственного воспитания молодежи [Электронный ресурс]: режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost-v-sisteme-duhovnogo-i-nravstvennogo-vospitaniya-molodezhi

4. Ткаченко, А. В. Нравственное здоровье московских школьников: социологический аспект [Текст] / А. В. Ткаченко // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции (8–9 апреля, 17 апреля 2014 года). – М.: МГПУ, 2014. – С. 40-45.

5. Ткаченко, А. В. Учёт национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодёжи крупного города [Текст] / А. В. Ткаченко // Системная психология и социология. – 2013. – № 8. – С. 109-118.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!