ЗНАКОВОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ



Белова Елизавета Александровна

ГАОУ ВО МГПУ, ИПССО, студентка 3 курса , Москва

Научный руководитель: канд. историч. наук, доцент Ткаченко А.В.

Одной из значимых тем в социальной философии и социологии является изучение проблемы роли и места знаков в социальной реальности.

Под знаком мы будем понимать его радикальную переоценку в трактовке постмодернистской философии. Традиционно материальный, чувственно воспринимаемый предмет, знак утрачивает своё значение, становясь движением в сфере означающего. Это, в свою очередь, заставляет нас по-другому взглянуть на такое свойство социальной реальности, как знаковость.

Будучи предметом изучения со стороны лингвистики, семиотики, социологии, психологии, а также ряда других наук, знаковость являет собой тенденцию в изучении социального познания, в основу которой заложена система знаков, в равной степени являющихся как порождением социальной реальности, так и оказывающих влияние на последнюю. Однако, несмотря на продолжительность изучения этой проблемы, методологические основы исследования знаковых структур общества всё ещё остаются недостаточно исследованными [2].

На сегодняшний день категории знака и социальной реальности образуют устойчивую связку не только в социальной философии, но и во многих других областях современного гуманитарного знания. Такая связь отображает не только тенденцию развития социального познания, но и определят дальнейшие научные разработки по проблеме изучения социальной реальности, всё более кодифицируемой в рамках семиотической модели, находящей всё большее применение при изучении общества [1].

 Для социологического знания подход к изучению социальной реальности с помощью знаковых систем продиктован не только философскими и научными предпосылками, но и практической значимостью подобного метода. Как показывает анализ изучения категории знака на протяжении истории, именно работы социологов ХХ века вносят наибольшую актуальность в разработку структуры и описание значения знаковости для гуманитарных наук. Дальнейшая разработка трудов, закладывающих в свою методологию подобный подход к изучению социальной реальности, позволит получить необходимую информацию о происходящих в обществе процессах [4]. Прежде он использовался в большей степени при анализе коммуникационных процессов (символический интеракционизм, концепция общества по Н. Луману и др.). Однако, с расширением понятия «знак», его сугубо семантическая роль перестаёт иметь решающее значение, что способствует разработке теорий о знаковости всевозможных социальных процессов по иным модусам.

Наиболее близко к подобному пониманию социальной реальности подходят феноменологические теории П. Бергера и Т. Лукмана, в которых она приобретает социально-сконструированную природу, и, как следствие, воспринимается индивидами имманентно знаковой системой, поддерживаемой сознанием здесь и теперь. Одним из примеров тому может послужить вхождение в быт технологий виртуальной и дополнительной реальности, погружение в которые становится повседневным делом. И если прежде технологии сами воспринимались в качестве знака, теперь мы самостоятельно выстраиваем знаковое взаимодействие внутри этих систем.

В настоящее время знак перестаёт быть обычным выражением события или явления, он становится вместилищем множества значений. Как отмечает Ж. Делез, смыслопорождение «двунаправленно», т.е. «задаёт путь, по которому смысл следует и который он заставляет ветвиться». Политическая акция или пост в социальной сети порождают в равной степени множество смыслов и интерпретаций, уходящих далеко за пределы смысла «знака». Что, в целом, отсылает нас к понятию «симулякр», описанному впервые Ж. Батаем. Будучи порождением социальной реальности, симулякр воспроизводится на основе знака, являющегося для него «родительским», подменяя его собой. Хотя симулякр способен полностью утратить связь с знаком, на основе которого он был создан, наличие для него такового для отправной точки развития несомненно. Тем самым мы можем вновь подчеркнуть, что знаковость является неотъемлемой частью социальной реальности.

Анализируя вышесказанное, мы можем выдвинуть предположение о том, что единая методология, базирующаяся на связке знак – социальная реальность, способна качественно расширить границы социологического знания на всех его уровнях [3].

Однако, несмотря на длительный период изучения, знаковость социальной реальности остаётся по сей день недостаточно исследованной как с философских, так и социологических позиций. Разноплановость подходов к исследованию проблемы не позволяют выстроить единой методологической базы. Недостаток научных знаний о логике развития, сущности, структуре и проблематике знаковости социальной реальности, с одной стороны, сдерживает развитие наук об обществе, а с другой — лишает человека информации, необходимой для ориентации в современном мире, где объём и роль знаковых структур непрерывно возрастает. Поэтому одна из задач современной социологии – создать оптимальную методологию изучения знаковости социальной реальности в современном мире.

Литература

1. Агеев, В. H. Семиотика [Текст] / В. Н. Агеев. – М.: Весь мир, 2002. – 271 с.

2. Марков, Б. В. Знаки бытия [Текст] / Б. В. Марков. – СПб.: Наука, 2015. – 566 с.

3.Ткаченко, А. В. Актуальность идей Рудольфа Штейнера для современной социологии [Текст] / А. В. Ткаченко, В. А. Пегов, С. М. Случ // Системная психология и социология. — 2016. — № 2 (18). — С. 22-31.

4. Урсул, А. Д. Информация. Методологические аспекты [Текст] / А. Д. Урсул. – М.: Наука, 2014. – 165 с.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!