Онтогенез темпо-ритмической организации речи в дошкольном возрасте



Овладение темпо-ритмической организации речи анализируют многие исследователи: Е.Ф. Архипова, М. Зееман, М.М. Кольцова, И.А. Поварова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Ю.О. Филатова, Н.Х. Швачкин и др.

На ранних этапах речевого развития ребенка интонация появляется в предречевых вокализациях. Их основу составляет голосовая активность младенца, основанная на врожденных безусловных рефлексах. Поэтому овладение интонационной выразительностью речи рассматривается параллельно со становлением голоса ребенка [17].

Первым и основным типом вокализации младенцев является крик. Крик новорожденного ребенка проявляется как врожденный безусловный, защитный рефлекс. Он обусловлен раздражением подкоркового речевого центра и свидетельствует о включении важной для жизни ребенка функции – дыхания [24].

М.Е. Хватцев отмечает, что крики младенца дифференцируются по тону, тембру, силе голоса, месту и способу образования, прерывности и продолжительности их звучания в зависимости от его «переживаний». Именно по крику мать узнает о состоянии и потребностях ребенка [31]. В конце 1-го мес. жизни происходит изменение физических характеристик голоса ребенка. Благодаря ежедневным голосовым «тренировкам» резко расширяется звуковысотный диапазон, а в результате увеличения емкости легких и резонаторных полостей увеличивается интенсивность голоса и продолжительность фонации.

К 2-м мес. жизни продолжительность вокализаций постепенно удлиняется, мелодия становится интонационно развернутой. Е.Ф. Архипова отмечает, что именно в этот период (2 – 3 мес.) крик ребенка становится более модулированным [2]. Исследования, проведенные Р.В. Тонковой-Ямпольской, свидетельствуют о том, что процесс овладения ин- тонационной системой языка начинается у ребенка на стадии гуления. В этот период ребенок как бы играет своим голосом [28]. В этот период звуки гуления не несут смыслового содержания, а их появление вызвано потребностью ребенка в общении.

В процессе общения между матерью и младенцем, начиная с самых ранних этапов его жизни, обнаруживается сходство акустических, а значит ритмических, характеристик их голосов. Воспроизводимый матерью музыкальный ритм колыбельных, потешек, прибауток, благодаря своей простой и повторяющейся структуре, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка и создает основу для дальнейшего развития понимания и освоения родного языка. Установлен факт, что просодические компоненты материнской речи характеризуют плач младенцев разных национальностей уже в возрасте 2-5 дней жизни, что свидетельствует о восприятии формирующимся мозгом новорожденного мелодического, т. е. ритмического компонента языка, на котором говорит мать [30].

На 3 – 4 мес. характер гуления изменяется: он становится более тягучим и приобретает различные интонации. После 3-х – 4-х мес. звуки, произносимые ребенком, ста новятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок бессознательно начинает подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне [31].

К 5 мес. ребенок узнает голос близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенную к нему; по-разному реагирует на знакомого и незнакомого человека, а характер издаваемых звуков и интонаций впоследствии все более опосредуется примитивными эмоциональными переживаниями ребенка [9]. Постепенно на смену расцвета спонтанных вокализаций (периоду гуления) приходит лепет. Регулярное повторение вокализаций при общении младенца со взрослым способствует вовлечению особой речевой активности ребенка в ритмический процесс «говорения» взрослого человека.

К 6 – 7 мес. лепет приобретает социальное значение [24]. Так, при виде взрослого ребенок не только лепечет, используя различные голосовые реакции для привлечения их внимания, но и начинает прислушиваться к речи окружаю- щих его людей. В это время происходит упражнение голосовых связок, ребенок учится соизмерять слуховые и двигательные реакции.

К 6-ти месяцам малыш начинает сидеть, ритмично прыгает при поддержке взрослого, взмахивая при этом руками и сопровождая эти движения ритмически повторяемыми звуками. Важно отметить их взаимовлияние: ритм движений ускоряет ритм произнесения гласноподобных звуков, а позже фонем, и наоборот. Эти реакции являются началом дальнейшего развития повторных движений, свойственных ребенку второго полугодия первого года жизни. Л.С. Выготский [17] полагает, что подражание играет существенную роль в онтогенезе высших форм поведения человека. Ребенок начинает понимать эмоциональную интонацию взрослых задолго до овладения словесным кодом. Поэтому основным носителем смысла речи в 7 – 8 мес. является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются теми или иными звуками.

С развитием словесной речи интонация и ритм будут играть служебную роль, подчиняясь слову, фразе. Данные, подтверждающие более раннее восприятие интонационных конструкций по отношению к другим компонентам речи, можно встретить в работах А.Р. Лурии, С.Н. Цейтлин.

В 8-10 месяцев одновременно с развитием общих движений в виде возможности стоять, делать шаги, держась за опору, начинает развиваться манипулятивная деятельность рук. Манипуляции с предметами ребенок осуществляет повторно и ритмично (похлопывание по игрушке, стучание предметом о предмет и т. п.), причем их длительность постепенно увеличивается.

В 8,5-9 мес. лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Приблизительно к 11 мес. по являются активные лепетные цепи слогов, при этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Е.Ф.Архипова предполагает, что это начальная стадия появления ударения [2].

В возрасте 6-12 мес. ребенок усваивает ритм [10]. Усвоение ритмической структуры слова предшествует усвоению ее слоговой структуры [9]. Н.И. Жинкин отмечает, что дети до полуторалетнего возраста очень чувствительны к интонации. Общение осуществляется с помощью эмоциональной интонации. Только потом все большее значение начинает приобретать звуковой рисунок слова [12].

М.Е. Хватцев подчеркивает, что ребенок воспринимает интонацию, ритм и звуковой рисунок слова как более простые элементы, при этом им не улавливается звуковой состав слова [31].

Ритмическая структура слова усваивается в том языковом окружении, в котором находится годовалый ребенок. Как известно, минимальной структурной единицей русской речи являются слоги типа «согласный–гласный». Согласно Н.Х. Швачкину, в ходе речевого развития наличие пропусков безударных звуков в слове связано не только и не столько с несовершенством артикуляции звуков, а с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в определенной ритмической структуре – в структуре хорея, удельный вес которого постепенно снижается. К 18 месяцам формируется ритмическая структура, имеющая как черты, сближающие ее с ритмической структурой организованной речи, так и черты, определяемые ее принадлежностью к доречевому этапу.

Исследования последних лет позволяют говорить о предикторах нарушения ритмической организации речи у детей раннего возраста. Данные Е.В. Шереметьевой [35] свидетельствуют о том, что отсутствие динамики перехода в словаре ребенка от хореически организованных слов к ямбически организованным, тенденция к уподоблению ямбически организованных слов хореически организованными либо полное отсутствие ямбически организованных слов в собственном словаре ребенка являются показателями недоразвития фонематического восприятия, что может сказаться на дальнейшем освоении ребенком слоговой структуры слова.

Исследование, проведенное Н.Ю. Вахтиной, М.В. Гординой, показало, что усвоение компонентов интонации не происходит одновременно. Так, для детей в возрасте от 2-4 лет характерен более медленный темп речи по отношению к темпу речи взрослых. М. Зееман связывает это с трудностями, которые испытывают дети при овладении звуками речи, и называет это явление «физиологической брадилалией» [24].

Н.Ю. Вахтина и М.В. Гордина отмечают, что в этом возрасте дети еще не способны связывать темп речи с коммуникативным типом высказывания. Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом отмечается в возрасте 4-х лет, но она носит непостоянный характер [17]. Следовательно, в возрасте 2 – 3,5 лет у детей наблюдается неустойчивость темпоральных характеристик речи, которая свидетельствует о несформированности временного компонента интонационной системы.

В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют взрослым [35]. В связи с бурным развитием языковой, в первую очередь, лексической и грамматической систем, интонация постепенно уходит на второй план. По мере усложнения структуры предложения в речи ребенка 4-х лет появляются придаточные предложения, но без союзов, их роль пока еще выполняет интонация и соответствующее расположение слов. Развитие синтаксиса способствует тому, что ребенок для объяснения и усиления компонентов высказывания использует изменение порядка слов. С помощью вынесения вперед того или иного слова ребенок наиболее простым способом передает собственную интерпретацию ситуации, а именно – собственное выделение значимых компонентов [12].

В младшем дошкольном возрасте из-за слабого регулирования подкорковых процессов корой, речь детей очень эмоциональная. Эмоциональность выражается различными интонациями, т.е. разнообразными изменениями голоса. Интонация, по М.Е. Хватцеву, – это «своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменение его тембра и тона даже в пределах одного слога)… Интонация осуществляется взаимодействиями дыхания, голоса, ритма и темпа» [31].

Таким образом, принадлежа к базовым структурам языковой способности, темпо-ритмическая организация речи первоначально начинает проявляться в предречевых вокализациях, на стадии гуления, а затем и лепета. Роль предречевых вокализаций в довербальный и «дограмматический» период очень велика. Она заключается в формировании коммуникативных умений, в построении первоначальной базы для развития семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Кроме того, характер интонаций в предречевых вокализациях способен отражать биологическое и психическое состояние ребенка, его деятельность и способность к коммуникации. В дальнейшем путем подражания – имитационно – ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе темп и ритм.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2948; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!