ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ



В раннем возрасте начинает складываться просодическая сторона речи. К просодической стороне речи относятся: интонация, темп, ритм, тембр речевое дыхание. Особое значение имеет темпо-ритмическая организация речи, так как ее нарушение свидетельствует об отклонениях в становлении речевой функции у детей.

Темпо-ритическая организация речи начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).

В современной логопедии речевые отклонения в раннем возрасте обозначаются как «задержка речевого развития» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова). Основными показателями отклонений в овладений речью в раннем возрасте являются выраженная дефицитарность экспрессивного словаря ребенка и позднее появление фразы (Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.В. Шереметьева и др.).

Таким образом, проблема изучения особенностей становления речевой функции, в частности темпо-ритмической организации речи, в норме и при отклонениях в овладении речью в раннем возрасте является одной из актуальных и недостаточно разработанных проблем в логопедии. В этой связи возникает необходимость в изучении особенностей темпо-ритмической организации речи, методик диагностики и коррекционной работы, разработанных для детей раннего возраста.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы курсовой работы: «Особенности темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Объект исследования: процесс становления темпо-ритмической организации речи у детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить особенности темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста в норме и у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

2. Выявить особенности темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

3. Определить основные направления коррекционной работы по развитию темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Методы исследования: методы изучения теоретических источников, методы анализа реального педагогического процесса.

База проведения констатирующего эксперимента: МБДОУ Детский сад № 9 г. Челябинска, 8 детей третьего года жизни, логопедическое заключение – задержка речевого развития.

Глава 1 Теоретические вопросы изучения темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Понятие темпо-ритмической организации речи и его значение в становлении устной речи детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с её содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н.И. Жинкина, является высшим уровнем развития языка [12].

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Темп (от итал. tempo, лат. tempus – время) – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов [7]. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи [25].

Н.Д. Светозарова отмечает существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения [27].

Понятие темпа, по данным Ж. Марузо, заимствован из музыкальной терминологии для характеристики течения речи и иногда именуется как движение. Темп речи понимается как скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Таким образом, темп речи определяется количеством слогов или слов, произносимых в единицу времени [23].

Темп речи зависит от следующих параметров:

- стиля произношения (Л.Р. Зиндер) [14];

- скорости произношения слов в единицу времени, от характера паузирования (Г.Н. Иванова-Лукьянова) [15];

- смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания (Н.В. Черемисина- Ениколопова) [33].

Е.А. Артемова отмечает, что темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако, при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учете идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчетов приводят к весьма различающимся результатам [1].

Н.Д. Светозарова считает, что изменение темпа интонационно обусловлено. Так, ускорение темпа характерно для интонации вопроса, а его замедление – для повествовательного предложения и для текста, перегруженного логическими ударениями, Кроме того, медленный темп речи вызывает повышение тона, а ускоренный темп – его понижение [27].

Таким образом, темп речи является одним из ее выразительных средств. Для нормального темпа речи свойственно как его замедление, так и его ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от многих факторов, о которых говорилось ранее.

В качестве компонента просодии ученые рассматривают и ритм. Н.В. Черемисина-Ениколопова указывает на наличие ритмомелодики в речи, которая представляет собой членение речи в соответствии с определенными интонационными и рит- мическими моделями. Автор объясняет это тем, что существует тесная связь мелодики с ритмом, причем не только с ритмом слова, но и с ритмической организацией синтагмы и предложения [33].

Ритм речи (от греч. rhythmos – размеренность, стройность) – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции [7].

Ритм представляет собой регулярное чередование однотипных явлений: ударных и безударных слогов, моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций и равномерность следования друг за другом логических ударений [25].

Ритм – это воспринимаемая периодичность речи или чередование каких-либо элементов, происходящих с определенной последовательностью. Ж. Марузо отмечает, что ритм может быть однородным, правильным или равномерным, если повторение происходит через равные промежутки, и сложным, если ритм имеет вариации [23].

Во французском языке ритм может быть простым и сложным. Основой ритмической группы является ударный слог. Если группа содержит один ударный слог, то его можно назвать простой. Следовательно, если ритм складывается из простых ритмических структур, то его принято называть простым. Если в ритмическую группу входят два и более ударных слога, то такая ритмическая группа называется сложной и ритм, в основе которого лежит подобная группа, называется сложным или групповым [29].

Ученые объясняют явление ритма с физиологической и психологической точки зрения. Речевой ритм, по мнению Н.И. Жинкина, представляющий собой чередование ударных и безударных слогов, играет важную роль в организации двигательно-моторного стереотипа речи [12].

Н.В. Черемисина-Ениколопова в качестве физиологической основы речевого ритма рассматривает ритм дыхания. Как элемент формы речи, выполняющей коммуникативную функцию, ритм управляется интеллектуально. Н.В. Черемисина-Ениколопова отмечает, что для речевого ритма характерна иерархичность, которую можно представить следующим образом: слоговой, словесный и синтагменный ритм. Автор отмечает, что слоговой ритм имеет физиологическую основу, так как каждому слогу в идеале соответствует толчок выдыхаемого воздуха. Но он не имеет смысловой основы, за исключением односложных слов. В последнем случае речь уже будет идти не о слоговом ритме, а о словесном. Словесный ритм, наоборот, обусловлен интеллектуально, но не имеет физиологической базы. В роли основного речевого ритма, обусловленного и физио- логически и интеллектуально, выступает синтагменный ритм. Ритм дыхания только во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм разговорной речи, который у различных людей будет разным. Он будет зависеть от особенностей ритмов дыхания, возраста, пола, положения тела, температуры тела, физического и психического состояния говорящего [33].

Представителем психологического направления можно считать Г. Зейдлера, по мнению которого чувство является тем фактором, который определяет ритмическую организацию речи, ведь ритм отражает чувственный мир человека [29]. Следовательно, ритм это категория, зависящая от физиологических и психологически особенностей говорящего человека.

Рассматривая ритм в качестве компонента интонации, И.Г. Торсуева, Е.А. Брызгунова, С.М. Гадуйчук подчеркивают его связь с другими ее компонентами, особенно мелодикой, ударением и темпом. Канвой для ритмической структуры является фразовое ударение, т.е. выделенность определенных слов в синтагме, которая происходит за счет высотных, динамических и временны х изменений [17].

Таким образом, важные характеристики просодии – это темп и ритм речи. Темп – это скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Темп – это относительное ускорение или замедление отдельных отрезков речи. Ритм речи – это регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообрующую и экспрессивно-эмоциональную функции.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 518; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!