Источники фразеологизмов: народная речь,



 художественная литература, профессиональная речь и т. д. Соотношение фразеология

литературной речи  фразеология народная.

Фразеологические средства языка находят применение в различных функциональных

стилях и, соответственно, имеют ту или иную стилистическую окраску. Стилистический

пласт составляет разговорная фразеология (без году неделя, водой не разольешь), она

используется преимущественно в устной форме общения. К разговорной близка

просторечная фразеология, более сниженная (чесать языком).

Другой стилистический пласт образует книжная фразеология, которая употребляется в

книжных стилях, преимущественно в письменной речи. В составе книжной фразеологии

можно выделить научную (центр тяжести, щитовидная железа), публицистическую (шоковая

терапия, прямой эфир), официально – деловую (минимальная зарплата, давать показания).

Можно выделить и слой общеупотребительной фразеологии, которая находит

применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, иметь значение).

В эмоционально-экспрессивном отношении все фразеологизмы можно подразделить

на две группы.

Большой стилистический пласт составляют фразеологизмы с яркой эмоциональноэкспрессивной окраской, которая обусловлена их образностью, использованием в них

выразительных языковых средств. Так, фразеологизмы разговорного характера окрашены в

фамильярные, шутливые, иронические, презрительные тона (ни рыба ни мясо, сесть в лужу,

только пятки засверкали); книжным присуще возвышенное, торжественное звучание

(обагрить руки в крови, уйти из жизни).

Другой стилистический пласт составляют фразеологизмы, лишенные эмоциональноэкспрессивной окраски и употребляемые в строго номинативной функции (компостировать

билет, железная дорога).

Таким фразеологизмам не свойственна образность, они не несут оценки. Среди

фразеологизмов этого типа много терминов (ценные бумаги, валютные операции). Они

характеризуются однозначностью, образующие их слова выступают в прямых значениях.

Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к

неисчерпаемому источнику речевой, экспрессии. В художественной и публицистической речи

фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им

значением. Введение в текст фразеологизмов, как правило, обусловлено стремлением

усилить экспрессивную окраску речи.

Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики; они ценят

разговорную, стилистически сниженную фразеологию, прибегая нередко, к смешению

стилей для создания комического эффекта. Разговорно-просторечная фразеология выступает

как средство языковой характеристики персонажей; для стилизации авторской речи, которая

воспринимается как непринужденная беседа условного рассказчика с читателем, и в этом

случае сниженные фразеологизмы воссоздают картину живого общения.

Сама природа фразеологизмов, обладающих яркой образностью, стилистической

окраской, создает предпосылки для их использования в экспрессивной, и прежде всего в

художественной и публицистической речи. Эстетическая роль фразеологических средств

определяется умением автора отобрать нужный материал и ввести его в текст. Такое

употребление фразеологизмов обогащает речь, служит «противоядием» против речевых

штампов.

Однако возможности применения фразеологизмов значительно шире, чем простое

воспроизведение их в речи. Фразеологические богатства языка оживают под пером

талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных

образов, шуток, неожиданных каламбуров. Художники слова могут обращаться с

фразеологизмами как с «сырьем», которое подлежит «творческой обработке». В результате

фразеологического новаторства писателей, публицистов возникают оригинальные словесные

образы, в основе которых «обыгранные» устойчивые выражения. Творческая обработка

фразеологизмов придает им новую экспрессивную окраску, усиливая их выразительность.

Наиболее разнообразны приёмы употребления фразеологизмов в художественной

литературе и публицистике. Авторы нередко изменяют вид существующих в языке

фразеологических оборотов, обновляют их смысл, структуру и выразительные свойства. Вот

несколько примеров.

М.Е. Салтыков-Щедрин: «Цензура привыкла совать свой смрадный нос в самое

святилище мысли писателя». А.П. Чехов: «Ваше местоимение» (обращение по типу «ваше

благородие»). «Виноват перед Вами по самое горло …». «Будьте здоровы, с Новым годом, с

новым счастьем, с новыми шумными успехами, с новыми брюками и сапогами».

В.В. Маяковский: «Изо всех щенячьих сил нищий щен заголосил». Писатель-сатирик Эмиль

Кроткий: «Спички были готовы сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не

могли зажечься». «На его палитре были все краски, кроме краски стыда». «Если бы все

хватали звёзды с неба, не было бы звёздных ночей».

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!