И ее отражение в различных областях современного знания 167
В настоящее время интеграционные процессы в науке усиливаются, речь идет о междисциплинарных и трансдисциплинарных связях; наряду с «синтетическими» тенденциями в отдельных областях утрачивается «противостояние» естественных и социально-гуманитарных наук, устанавливаются более тесные связи и отношения зависимости между ними, основанные на продуктивном взаимообмене идеями, принципами и понятиями.
Наряду с известными примерами мы считаем необходимым упомянуть ряд междисциплинарных «сюжетов» XX в., приводимых в качестве примеров проявления всего того, о чем шла речь выше, В.А. Аршиновым и В.Г. Будановым: «...принцип дополнительности Н. Бора — перенос квантового принципа на сферу творчества, психики, языка и т.п., что удалось лишь благодаря авторитету одного из создателей квантовой механики; гелиотерапия А.Л.Чижевского — поиск ритмических космоземных корреляций в самых различных проявлениях жизни на планете; теория катастроф Р. Дома, очень быстро взятая на вооружение гуманитариями; и, конечно же, кибернетика и системный анализ, сегодня передающие эстафету синергетике, которая стремится ассоциировать методологию всех предшествующих течений»1.
Перечисленные выше тенденции развития науки находят свое воплощение и в функционировании общенаучной картины мира — Л.Ф. Кузнецова по этому поводу пишет: «В настоящее время этот статус оказывается сопряженным с включением научной картины мира в решение проблемы поиска стратегий выживания человечества в условиях кризиса техногенной цивилизации и поиска дальнейших путей ее развития. Эти поиски новых мировоззренческих ориентации ведутся не только в науке, но и в искусстве, религии, морали и т.п. Их взаимное влияние способствует ускорению процесса формирования новых смыслов универсалий культуры и, соответственно, новой системы ценностных приоритетов, предполагающих выработку нестандартных стратегий человеческой жизнедеятельности. В свою очередь новые ценностные ориентации активно включаются в систему философско-мировоззренческих оснований науки»2.
|
|
1 Степин В.С. Научная теория. М., 1991. С. 115.
2 Кузнецова Л.Ф. Логика и методология научного познания. М., 1990. С. 121.
Идея целостности восприятия человеком окружающего мира
Определяющими здесь начинают выступать представления об органичной включенности человека в единую развивающуюся Вселенную и соразмерности человека как результата кос-мической эволюции породившему его миру. На этой основе возникает идея ответственности человека за целостный мир, в который он включен как неотъемлемая составная часть, а также происходит осознание человеком возможности реализовать свой внутренний потенциал в системе разнообразных отношений с окружающим миром.
|
|
■ Для развития представленной в заглавии параграфа идеи целостности восприятия окружающего мира нам представляется необходимым обратиться к такому основополагающему понятию философии, методологии науки, социологии, как культура. Наиболее важно в связи с этим то, что история и традиции мировой культуры свидетельствуют о том, что наука развивается в единстве и непрерывном взаимодействии как с различными элементами культуры, так и с культурой в целом. Крайне важна мысль о том, что, тем не менее, движение человечества по пути познания мира, накопление научных знаний исторически привели к дисциплинарной организации науки, которая в первом приближении подразделяется на две большие области: естественно-научную и гуманитарную. Однако на определенном историческом этапе стал ощущаться разрыв между этими областями и постепенно естественно-научная и гуманитарная культуры все более и более противопоставлялись. Примерно в середине XX в. писатель и физик-теоретик Ч. Сноу в лекции «Две культуры и научная революция» сформулировал проблему: усиливающийся разрыв между культурой естественно-научной и гуманитарной, их взаимное непонимание чреваты серьезными социальными последствиями. Обсудим это более подробно.
|
|
Опираясь на работы по философии, методологии и истории науки, техники и культуры, представим кратко основные черты и специфику естественно-научного и гуманитарного знания, охарактеризуем по возможности все аспекты сближения этих областей в контексте идеи интеграции (единения) естественно-научной и гуманитарной культур в глобальном масштабе.
К естественно-научной культуре обычно относят все естественные науки, а также математику и технику, а к гуманитарной культуре — науки, рассматривающие отношения человек — человек, человек — общество, человек — культура, а также искусство.
и ее отражение в различных областях современного знания 169
Проблемам специфики взаимоотношений естественных и гуманитарных наук, естественно-научной и гуманитарной культуры уделяли достаточно серьезное внимание философы и ученые XIX—-XX вв., среди которых В. Дильтей, М.М. Бахтин, В.С. Библер, В.П. Гайденко, Э. Гуссерль, Б. Рассел, А.Ф. Лосев, Э. Керт, В.М. Розин, Б.Н. Кедров, И.Р. Пригожий и многие другие. На смену существовавшему ранее резкому противопоставлению сегодня между гуманитарными и естественными науками отмечается много общего. В связи с этим наиболее полной и обстоятельной является, на наш взгляд, концепция М.М. Бахтина1. В ней утверждается, что научное гуманитарное знание ориентировано на объяснение объективных условий и субъективных мотивов деятельности человека, его ценностной ориентации; потому гуманитарные науки имеют преимущественно дело с результатами человеческой деятельности, объективированными культурными ценностями и текстами. Если естественные науки изучают природу, то гуманитарные по преимуществу изучают текст, стремятся вскрыть мнение его автора, в котором находит отражение его неповторимость.
|
|
М.М. Бахтин указывает, что естественные науки по преимуществу имеют дело с неодушевленной природой и практически никогда не вступают с ней в диалог (их методы монологичны), а гуманитарные науки имеют дело с осмыслением текста и потому работают как бы в параллели с двумя «сознаниями» — сознанием автора и сознанием исследователя, и их методы можно назвать диалогичными.
М.М. Бахтин также специально указывает на то, что естественно-научное познание ориентировано главным образом на выявление всеобщности, универсальности, повторяемости в изучаемых объектах и явлениях, в то время как гуманитарное познание в большей степени ориентируется на фрагменты конкретные и уникальные — в естественных науках особенности единичного в явном виде не представлены (а выявляются при необходимости путем теоретических и экспериментальных процедур), гуманитарные науки изучают уникальные, индивидуальные объекты.
В ряде исследований, родственных обсужденному выше, авторы отмечают различие целей естественных и гуманитарных наук: если первые предназначены для описания и объяснения явлений окружающего мира языком специальных терминов и
'См.: Бахтин М.М. Философия культуры. М., 1981.
170 7. Идея целостности восприятия человеком окружающего мира
связей, то вторые главным образом ориентированы на то, чтобы понять объект, найти способы конкретно-исторического личностного переживания и толкования, отражения своего отношения к объекту или явлению1. В естественных науках, таким образом, субъективные моменты нередко сводятся практически к нулю, а в гуманитарных, наоборот, имеют очень важное значение.
Многие авторы, исследовавшие данную проблему, отмечают также, что естественные и гуманитарные науки резко различаются и в способах моделирования отражаемой ими действительности.
Так, естественные науки имеют дело с рациональными моделями как абстрактными конструкциями, отражающими объекты, предметы и явления природы в различных фазах их взаимодействия. Эти модели не персонифицированы, они имеют объективное содержание, строятся и описываются таким образом, чтобы можно было добиться максимального единообразия в их интерпретации различными индивидами. Гуманитарные модели имеют дело с обобщенными образами природы, и эти модели (художественные образы) всегда индивидуальны, субъективны, в них ярко выражено эмоциональное начало.
Сегодня всем очевидно, что в гуманитарных науках объект имеет рефлексивную природу, сами знания о нем также рефлексивны — это означает особую форму активности объектов гуманитарных наук по отношению к познающим субъектам. В естественно-научной области объект также рефлексивен, но эта рефлексия имеет специфичную природу.
Среди других особенностей гуманитарных наук авторы отмечают следующие: в них не так четко, как в естественных, рассматриваются эмпирический и теоретический уровни познания; в естественных науках часто осуществляется количественная оценка результата, гуманитарные науки — традиционно по преимуществу качественные; системообразующие ценности социогуманитарного знания определяются и активизируются исходя из определенной персональной позиции познающего человека.
Тем не менее многочисленные авторы сегодня в один голос отмечают, что одной из характерных важнейших особенностей постнеклассического (последняя треть XX в.) этапа науч-
1 См.: Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. М., 2004.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!