Методик развивающего и эвристического обучения




151


Н.И. Пирогов в свое время внес в нее новый важный от­тенок: «не в том только дело, что врач должен иметь и ум, и волю, а в том, что между ними должно быть равновесие: дол­жен иметь столько же характера, сколько и ума. Если воля зна­чительно превышает ум, врач будет действовать решительно и мужественно, но малоразумно; в обратном случае у него будут хорошие идеи и планы, но не хватит мужества и решитель­ности осуществить их...».

Методический комментарий: Так, качество «практический ум», которым должен обладать врач, раскрывается следующим образом: это выдающийся ум и сильная воля. Выстраивает­ся гипотеза: условием, при котором врач будет способен осу­ществлять свою деятельность в реальной обстановке, являет­ся равновесие качеств. Эта мысль выдвигается на основании высказывания Н.И. ГТирогова и подтверждается лектором по­средством гипотетического решения проблемы: если предпо­ложить, что воля в значительной мере превышает ум (гипотеза первая), то врач будет действовать решительно и мужествен­но, но малоразумно. Поскольку так действовать врачу нельзя, следовательно, выдвинутое предположение неверно (опровер­жение первой гипотезы).

Так же поступает лектор и со второй гипотезой: если ум «преобладает» над волей, то врачу не хватает мужества и ре­шительности претворять в жизнь продуктивные идеи и планы. Обе выстроенные гипотезы опровергнуты, и необходимо ис­кать новое решение.

Для этого следует вернуться к исходным предположениям, еще раз проанализировать то, что легло в основу первоначаль­ного поиска (равновесие ума и воли). Этот повторный анализ выливается в следующее утверждение: само по себе выдви­нутое предположение (равновесие ума и воли) верно, но мо­жет иметь место в идеальном случае — в реальной жизни та­кое равенство труднодостижимо и, как правило, смещено: либо в сторону ума, интеллекта либо в сторону воли.

Фрагмент лекции III: Так как идеальное равновесие, сохра­няющееся в течение длительного времени, в природе встреча­ется достаточно редко, то в большинстве случаев -приходится мириться с тем, что оно нарушается. Что же надо признать бо­лее желательным: нарушение равновесия в сторону ума, интел­лекта, или в сторону воли? Кто лучше: врач с преобладанием воли или врач с преобладанием ума?


152


6. Методология творчества как ориентир для разработки


Методический комментарий: Сформулирована новая проб­лема — она требует новой гипотезы и ее проверки.

Фрагмент лекции IV: Мне (лектору) не приходилось встре­чать в литературе случаев, когда этот вопрос решался бы в пользу ума. Обычно сам вопрос ставился авторами для того, чтобы развернуть мысль о преобладании воли в деятельности врача-клинициста. Чрезвычайно типичной в этом отношении является точка зрения Н.И. Пирогова: «Из всех профессий че­ловеческих медицинское хирургическое искусство есть дело в значительной степени более волевое, чем умовое». Как бы план хирургической операции ни был гениален, он может быть ис­порчен исполнителем — ведь исполнение лежит в области воли (во всяком случае, в гораздо большей мере в области воли, не­жели в области ума).

Методический комментарий: Лектор предлагает слушателям новую гипотезу — о том, что воля является главным компо­нентом в деятельности врача. Эта гипотеза аргументируется ссылками на мнения известных и авторитетных врачей про­шлого, историческими примерами, когда волевые действия оп­ределяют решающим образом успех в клинической операци­онной деятельности. Далее лектор осуществляет проверку этой новой гипотезы.

Фрагмент лекции IV: Не давая еще общей оценки этой точ­ке зрения, укажу попутно, что здесь имеет место одно очень распространенное заблуждение. Функцией ума считается вы­думывание планов, функцией воли — исполнение их. Это не­верно. Исполнение планов требует ума не меньше, чем воли. А с другой стороны, в деятельности врача задумывание плана обычно неотделимо от его исполнения. В этом одна из са­мых важных особенностей интеллектуальной работы врача-клинициста...

Методический комментарий: Лектором введена весьма суще­ственная поправка формулировки гипотезы: на смену преды­дущей гипотезе «Ум и воля врача что лучше?» — возникает новая: «Какова взаимосвязь между умственной деятельностью и проявлением воли врача?».

Фрагмент лекции V: Обычно понимание проблемы «ум и воля врача» имеет в основе своей одну чрезвычайно важную ошибку: ум и воля рассматриваются как две разные способ­ности. Предполагается — и это наиболее важно для нас сей­час — что можно иметь хороший и даже выдающийся ум,


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!