Методик развивающего и эвристического обучения




143


ния, который многими исследователями отмечается в качест­ве сопутствующего креативному состоянию индивида. Напом­ним, что об озарении говорит то, что человек вдруг обнару­живает в непроизвольно обозреваемой зоне своего сознания некую мысль, для получения которой он, как ему представля­ется, не проделал никакой намеренной, устремленной к цели умственной работы.

Таким образом, характеризуя учебно-воспитательную дея­тельность с позиции творчества и имея в виду психологиче­ский аспект нового, многие авторы полагают, что категория мышления может выступать в качестве стержнеобразующей. С учетом этого мнения важность категории творчества как методологически значимой для педагогической области знания (в отличие, например, от психологической) можно резюмиро­вать так.

1. Понятие творчества является междисциплинарным, и это есть принципиальный момент для педагогической науки, ко­торая активно использует достижения широкого спектра обла­стей знания.

2. Мыслительные процессы являются основообразующими в учебно-воспитательной деятельности; в качестве производ­ных можно назвать усвоение, запоминание, понимание, эмоци­ональный настрой, подсознательные установки и др. Категория «творчество», используемая по отношению к образовательной системе, характеризует результаты и сам процесс мыслитель­ной деятельности. Понятие «творчество» наиболее успешно со­четает в себе все необходимые аспекты, позволяющие судить как об учебной, так и о воспитательной стороне того или иного образовательного воздействия. Само мышление человека мо­жет рассматриваться как творчество, однако результаты твор­чества подразумевают поясняющий нравственно-ценностный анализ, прогнозирование социальных последствий, что являет­ся принципиально важным моментом в педагогике.

3. Творческое, гармонично-всестороннее развитие личности обусловливается оптимизированным поведением индивида, ко­торое зависит, в частности от учета особенностей психофизио­логической организации субъектов образовательного процесса. Следовательно, творчески ориентированный подход к развитию личности предоставляет возможности для расширения влия­ния валеологической парадигмы.

Для наиболее адекватного по сравнению с антропоцентри-стской позицией отражения процессов изменения субъектов


144                                       6. Методология творчества как ориентир для разработки

педагогической деятельности, для которых характерна нераз­рывность и взаимосвязанность, современная методология твор­чества развивается в рамках субъект-субъектного подхода, что позволяет избежать редуцирования (сведения) процесса обу­чения только к рассмотрению развития обучаемого, заранее наделив педагога знаниями и человеческими качествами са­мой высокой пробы. В этом смысле в качестве необходимой и уместной, на наш взгляд, является концепция, в наиболее очер­ченной форме представленная Г.С. Батишевым. Согласно его взглядам, субъект актуализируется в предметной деятельности, в творчестве. Никакого недеятельного, т.е. инертного субъект­ного бытия нет и быть не может. Осуществляя себя в деятель­ности, человек изменяет объективную ситуацию. Вместе с тем именно через деятельность он изменяет и самого себя (однако, как подчеркивает Г.С. Батищев, изменение объективной ситуа­ции и самоизменение, самопреображение не совпадают друг с другом). В то же время принципиально важна мысль о том, что хотя субъектное бытие актуализируется в деятельности, оно к этой деятельности не сводится. Поэтому, признавая важное значение предметной деятельности, Г.С. Батищев кри­тикует деятельностный подход. Он отмечает, что субъект-субъ­ектному подходу на основополагающем философском уровне, уровне общенаучных принципов и форм исследования иерар­хии педагогической методологии творчества соответствует оп­ределенное диалектическое понимание деятельности, развития самого творчества. Необходимостью становится рассмотрение диалектики в творческом процессе: «Взять диалектику в твор­ческом процессе — это значит обратиться к развитию самого способа развития. Это значит не оставаться внутри пределов одной и той же философско-категориальной парадигмы и свойственной ей формы проблематизации, но выйти или, вер­нее, — войти в пространство между парадигмальным и по-липарадигмальным. Войти и вникнуть в работу преобразова­ния всех тех кажущихся недоступными для рефлексии "начал" или "оснований", которые выступают в качестве "предель­ных". Это значит проблематизировать саму форму, или способ проблематизации, несмотря на то что обычно эта форма, или способ, присутствуют лишь как высшее и окончательное, а по­этому и неприкосновенное условие всякой возможной проб­лематизации»1.

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. С. 311.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!