Методология творчества как ориентир для разработки



разовывать, восходить к некоторому заданному образу. Фило­софская категория «трансцендирование» определяет это вос­хождение как становление человека в человеческом образе — образование. Поскольку трансцендирование есть непрерывный и вечный процесс, в котором человек рассматривается как су­щество постоянно себя превосходящее, прорывающее всяче­ские препятствия, стоящие на пути, он все время — в движе­нии и в пути, вечно стремится определить свои задачи, цели, смыслы и вечно, достигая их, ставит новые пределы, решает новые задачи и проблемы. Движение человека по пути само­образования, постоянного достижения собственных новых со­стояний и есть его творчество.

В этом смысле каждый человек есть педагог (он ведет себя к открытию и познанию своей сущности), и жизнь есть своего рода педагогическое творчество. Сегодня широко рас­пространено понимание творчества как процесса решения по­ставленных задач в любой сфере деятельности, в результате которого создаются новые духовные и материальные ценно­сти, где существует возможность развития и совершенствова­ния личности.

Связывая педагогическое творчество с творческой сущно­стью человека, многие авторы склонны трактовать это поня­тие в широком смысле, предлагая видеть в каждом человеке педагога. В этом состоят антропологические основания педаго­гического творчества, его необходимости как адекватного со­ответствия педагогическому процессу: само понятие человека задает определение педагогического творчества.

Следовательно, теоретическая и практическая разработка проблемы создания пространства образования, адекватного гуманистической парадигме, а также требованиям современно­го общества, должна в той или иной степени быть связана с изучением феномена творчества, в частности его педагогиче­ской составляющей.

Творчество характеризует новизну деятельности, процессов, явлений, потенциальных возможностей получения человеком продуктивного результата. При этом новизну можно рассмат­ривать и в социальном контексте, т.е. как имеющую значение для общества, и в психологическом, т.е. как значимую прежде всего для индивида.

Исследования учебно-воспитательной деятельности с пози­ции творчества на дидактическом уровне подразумевают преж­де всего психологический аспект нового с учетом условности


I


Методик развивающего и эвристического обучения


141


указанного разделения: подавляющее большинство исследуе­мых явлений находится в смысловом поле таких категорий, как мыслительная, разумная деятельность, память, усвоение, пони­мание, убежденность, воспитание, социализация, формирова­ние умений, навыков и т.д. А исследования, носящие прогно­стический характер, стремящиеся определить цели, задачи, оптимальные в стратегическом смысле направления обучения, ориентируются прежде всего на социальную новизну, будущий вклад в общественные отношения личности, в настоящий мо­мент находящейся под влиянием того или иного образователь­ного учреждения.

Интегрирующей, стержнеобразующей категорией, обуслов­ливающей исследования с позиции творчества учебно-воспита­тельной деятельности на дидактическом уровне, на наш взгляд, может выступать мышление.

Согласно психологии, мышление — это психический про­цесс, благодаря которому человек познает предметы и явления окружающего мира в их существенных свойствах и признаках и раскрывает связи и отношения, существующие в них и между ними. Познавательные процессы, в свою очередь, входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспе­чивают ту или иную эффективность и результативность этой деятельности.

Психологи указывают, что первый критерий, который обу­словливает мышление как основообразующее для творчества понятие, связан с его динамической природой. Он представля­ет собой постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепо-рождения, основанный на обработке и преобразовании посту­пающей по разным каналам информации. Мышление активно «включается» с момента социализации человека и «выключа­ется» только в момент смерти его мозга. В самом общем виде мышление представляет собой протекающий в мозгу процесс выделения сущностей (объектов) и приписывания им атрибу­тов и предикатов: «...под словом "мысль" я понимаю акт мыш­ления, а под мышлением я понимаю не что иное, как комби­нирование»1.

Второй критерий заключается в целевой ангажированности мышления. Представим функционирование человеческого моз­га в качестве информационной системы. Целевая ангажиро­ванность может быть разной. Выделяют два типа деятельности

1 Мюмер М. Наука о мысли / Пер. В.В. Чуйко. СПб., 1981.


142                                      6. Методология творчества как ориентир для разработки

мышления, иллюстрирующие крайние точки на шкале, между которыми располагаются все промежуточные: деятельность может быть свободной, анизотропной, осуществляющейся в режиме случайного поиска (мышление ни о чем конкретном), а может быть изотропной, направленной на объект, обуслов­ленной определенной целью (мышление о чем-то конкретном).

Таким образом, любой анализ творческого изменения субъ­ектов учебно-воспитательного процесса в той или иной степе­ни оценивает мыслительную деятельность (понимание, запоми­нание, усвоение, осмысление и т.п.).

Подчеркнем далее следующее принципиальное соображение: категории творческой и мыслительной деятельности соизме­римы. Нельзя рассматривать мыслительную деятельность как всеобъемлющую категорию: в частности, й работах В.С. Биб-лера само мышление человека рассматривается как творчест­во; аналогичную позицию занимает и А.В. Брушлинский, ука­зывая на то, что мышление всегда обусловлено процессом решения проблем или задач. Следовательно, некорректно про­тивопоставлять репродуктивное мышление творчеству; про­дуктивность, или психологическая новизна, в процессе обуче­ния присутствует в любом случае (в большей" или меньшей степени). В случае необходимости противопоставления про­тивоположных процессов корректным является использова­ние понятий репродуктивное™ и креативности (Д. Б. Богояв­ленская).

В настоящее время в науке отсутствует мнение по пово­ду механизмов мыслительной деятельности, объясняющих ее проблемную природу. Однако некоторые попытки в этом на­правлении заслуживают, на наш взгляд, самого пристального внимания.

Одним из таких исследований является работа В.В. Морков­кина и А.В. Морковкиной1. Сознание, рассматриваемое авто­рами наряду с языком как нераздельно связанные с мышлени­ем сущности, обеспечивает постоянную оценку содержательной (когнитивной) ценности каждой вновь образовывающейся ин­формационной целостности, отличной в определенном отно­шении от других уже имеющихся информационных целостно-стей. Авторы, развивая эту идею, дают, например, объяснение феномена озарения (инсайда), неожиданно найденного реше-

1 См.: Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык, мышление и сознание // Рус­ский язык за рубежом. 1994. № 1. С. 63—70.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!