Источнике педагогического знания
49
Томик "Педагогические статьи А.Я. Хинчина" был почти полностью переведен на английский язык и издан в Англии. Я нахожу, что повторное его издание на русском языке в достаточном числе экземпляров оказало бы помощь нашей школе по той простой причине, что многие болезненные явления школьной жизни живут и процветают»1.
■ И наконец, еще один фрагмент, связанный с анализом известнейшим ученым — академиком П.С. Александровым — педагогических взглядов известного математика Н.И. Лобачевского. Автор (П.С. Александров) блестяще «ведет» в своей статье, опубликованной в журнале «Квант», мысленный диалог с читателем; постоянно использует прием, который можно условно назвать «машиной времени» — переноситься из эпохи Лобачевского в современность и наоборот («перекличка эпох»).
Представим фрагмент статьи академика П.С. Александрова.
«...Несомненно, речь Лобачевского является одним из выдающихся памятников русской педагогической мысли. В то же время ее литературные достоинства, волнующая эмоциональность и совершенство всей ее композиции делают эту речь подлинным художественным произведением, своеобразной «педагогической поэмой» и вместе с тем жемчужиной ораторского искусства.
Лобачевский мало касался конкретных вопросов воспитания — в часовой речи трудно дать решение конкретных задач, возникающих в такой огромной области, как воспитание человека. Но он дал как бы общую канву, общую схему для рассуждений, касающихся воспитания в целом. Эта схема содержит много элементов, не устаревших и сейчас, хотя в наше время содержание понятия воспитания, конечно, бесконечно богаче, чем во времена Лобачевского.
|
|
Перед нами две неразрывно связанные между собой стороны одного целого — личность как член общества и личность как микрокосм, как мир индивидуальных мыслей, чувств, стремлений.
"Были люди, — говорит Лобачевский, — каковы Гиббс и Гельвеций, которые не хотели верить, чтобы человек рожден был для общества. По счастию, заблуждение их неопасно: подобные будут являться, может быть, по временам, но последователей себе не найдут".
1 Гнеденко Б. Академик П.С. Александров // Квант. 1994. № 6.
50
Об одном редко используемом
Красная нить всей речи Лобачевского — его слова: "Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем", "...всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но, как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, лишь направление их может быть вредно".
Вот это, по-моему, и есть основная идея речи Лобачевского, и обращена она к молодежи: "Не проходите мимо всего того богатства, которое вас окружает, богатства всех возможностей, представляемых вам жизнью в обществе и среди людей, богатства, созданного человеком, богатства, которое дает вам наука, искусство, природа; вбирайте все это богатство в себя". Это и значит — так я понимаю Лобачевского — наслаждаться жизнью. Относитесь к этому богатству не безразлично, а страстно, и давайте страстям вашим именно то направление, которое ведет в человеческое общество, а не от него, в закоулки замкнутого индивидуального существования.
|
|
И наука, и искусство — всякое человеческое творчество — есть прежде всего явление социальное. Человек, помещенный в одиночестве на какую-нибудь другую планету, не мог бы быть творческой личностью, он был бы лишен основного стимула творчества — чувства общения с другими людьми.
Извечной потребностью думающего человека является потребность поделиться, рассказать другому то, о чем ты думал и что так дорого тебе; потребность нести свое творчество — велико ли оно, или мало — к людям, в какой-то коллектив.
Но что такое коллектив и какие бывают коллективы?
Я начну с малого. Коллектив, например, это студенческая группа, в которую студент попадает уже на первом курсе, или студенческие семинары на старших курсах. Есть общее и есть разница между этими двумя примерами малых коллективов. Во все времена звание студента внушало в России уважение передовой части общества. С этим званием всегда было связано представление о всем передовом в лучшем смысле этого слова, об искреннем, горячем и увлеченном. На младших курсах это еще, так сказать, недифференцированная увлеченность; вдруг раскрылись новые возможности: человек впервые почувствовал себя взрослым, попал в новую среду, с новым чувством ответственности (о котором я еще много буду говорить) завязал новые дружеские связи — много чего возникло у молодого человека в момент перехода из средней школы в высшую. Наконец, просто непосредственная юношеская весе-
|
|
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!