Компоненты педагогического мастерства
Педагогическое мастерство - не врожденное качество, это результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности педагога, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию.
К основным компонентам педагогического мастерства относятся:
1. Педагогическая техника.
2. Педагогическое творчество.
3. Педагогическое воздействие.
4. Личностные качества педагога.
Педагогическая техника – это комплекс умений и навыков, необходимых педагогу для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия.
Термин «педагогическая техника» ввел А. С. Макаренко. Он рассматривал ее как стержень воспитания. Он писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».
Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач - является делом чести и долга педагога.
Педагогическая техника является составной частью педагогического мастерства, выступает как форма организации поведения педагога.
Ю. П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
|
|
Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
Основными компонентами педагогической техники являются:
1. Искусство общения (высокий уровень коммуникативных способностей) предусматривает:
- пластичность поведения;
- эмоциональная отзывчивость;
- сопереживание;
- устойчивость к конфликтным ситуациям;
- демократический стиль общения.
|
|
2. Умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся предполагает:
- познание механизмов внимания (непроизвольного, произвольного);
- распределение внимания;
- переключение внимания.
3. Умение по внешним признакам определять душевное состояние ученика (учет индивидуальных особенностей).
4. Чувства темпа в педагогических действиях (педагогический такт). Выработка наиболее оптимальной скорости мышления и соответствующего действия.
5. Способность выразительно показывать (демонстрировать) свое отношение к действиям (поступки, переживания):
- оценка состояния ученика;
- сопереживание (эмоциональное соучастие в переживаниях).
6. Умение владеть мимикой:
- мимика должна быть педагогически целесообразной;
- мимика органично должна усиливать направленность и содержание деятельности педагога.
7. Умение владеть пантомимикой:
Пантомимика должна выражать внутреннее достоинство педагога, усиливать силу воздействия слова (в основе лежит естественность).
Техника (культура) речи:
- речь - зеркало культуры человека;
- речь должна быть безукоризненной с точки зрения лексики, фонетики, стиля, произношения, ударений;
- речь должна быть содержательной, ясной, доступной, четкой.
|
|
Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.
Педагогическое творчество – это целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее неизвестного.
Критерии педагогического творчества (по Г. М. Коджаспировой):
- наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;
- умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;
- способность к самосовершенствованию и самообразованию;
- разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;
- вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;
- эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;
- способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;
|
|
- способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;
- умение видеть «веер вариантов».
Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).
Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
- анализом педагогической ситуации;
- проектированием результата в соответствии с исходными данными;
- анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;
- оценкой полученных данных;
- формулировкой новых задач.
Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.
Признаки креативности (Е. С. Громов и В. А. Моляко):
- оригинальность,
- эвристичность,
- фантазия,
- активность,
- концентрированность,
- четкость,
- чувствительность.
Творческую личность характеризуют следующие черты (качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности):
- готовность к риску,
- независимость суждений,
- импульсивность,
- познавательная «дотошность»,
- критичность суждений, самобытность,
- смелость воображения и мысли,
- чувство юмора и склонность к шутке и др.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 5331; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!