Структура органов государственного управления в сфере культуры.



Социально-культурная сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой специфическую область деятельности ОГУ, характеризующуюся следующими чертами:

1) это преимущественно духовная, а не материальная по характеру область

2) в нее входят особые объекты управления (музеи, театры, научные учреждения)

3) осуществляемая в этой сфере деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности

4) осуществление в этой сфере государственной деятельности выражается в создании, использовании и охране духовных ценностей.

Рассматриваемая сфера включает: образование, культуру, науку, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту.

Социально-культурная сфера относится в основном к непроизводственной области. Вместе с тем состояние социально-культурной сферы активно влияет на все сферы жизни, в том числе и на развитие экономики.

Структура управления в области культуры:

республиканский уровень

Основным республиканским отраслевым органом управления в данной сфере является министерство культуры.

 Компетенция:

охрана историко-культурных ценностей

изучение историко-культурного наследия

контроль за исполнением законодательства в сфере культуры и др.

В сфере культуры определенная часть управленческой деятельности осуществляется и другим республиканским органом – министерством информации. Его основное направление деятельности – госуправление в области издательского дела, печати, СМИ.
2) местный уровень
• управление культуры облисполкомов
• отделы культуры горисполкомов и райисполкомов
Низовым звеном системы управления в области культуры является администрация учреждений культуры(администрация театров, музеев и т.д.)

 

 

Компетентностная модель руководящего современного учреждения культуры.

Противоречивость поведения в организации задается двумя базовыми факторами: "интересы организации — личные интересы". Это особенно ярко проявляется в должностном поведении, где один базовый фактор отражается в сознании личности как "задача — ответственность", а другой — как "справедливость — стимулы". Психологическая разгадка того или иного поведения состоит в том, чтобы выявить его зависимости от этих "должностных" состояний сознания. А поскольку структура должностей является каркасом организации, то анализ этих зависимостей важно начинать с доминантных характеристик должностного поведения, отраженных в сознании работников как напряженность противоречий в ситуационном поле взаимодействий и взаимоотношений.

В каждой организации существует определенная взаимосовокупность рабочих мест. Они изучаются, описываются и постоянно корректируются представителями службы управления персоналом. На этой основе составляются Положение о подразделении, должностные инструкции, порядок проверки, перечень инструктивно-методических материалов. Этими документами определяютсяслужебные рамки поведения руководителей и специалистов.

Должностная регламентация поведения предполагает обеспечениеорганизационной стабильности путем "увязки" таких его доминант, какзадачи, которые необходимо выполнять должностному лицу, обязанности, которые он должен нести, права, которые он использует, ресурсы, при помощи которых он обеспечивает работу, ответственность, которую он принимает на себя, подотчетность вышестоящему должностному лицу,внутриорганизационные обязательства перед руководителями и специалистами других подразделений, обязательства перед партнерами (поставщики, заказчики, покупатели, бизнес-партнеры).

На примере руководителя подразделения, где центральным компонентом организационного поведения является его ответственность. Ее величина определяется объемом работ (решение текущих и перспективных задач качественно и в срок), выполнением определенных обязательств, использованием своих прав, задействованием ресурсов (кадровых, финансовых, материальных), удовлетворением ожиданий вышестоящего руководителя (как решил задачи), выполнением внутренних и внешних обязательств перед коллегами, партнерами, клиентами, смежниками. Если это — поведение руководителя, то оно должно быть ответственным и по отношению к своим подчиненным.
7. Социально-культурное назначение и типология учреждений социокультурной сферы в Республике Беларусь.

Социально-культурная деятельность соответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Важнейшими составляющие комплекса социально-культурных отраслей являются: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и искусство, социальное обслуживание.

Культура и искусство являются составной частью государственной идеологии, основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья.

Сеть организаций, занимающихся культурно-просветительской деятельностью в Республике Беларусь сформировалась еще в Советском Союзе и ее ядро сохранилось по сегодняшний день. Это библиотеки, клубные учреждения, музеи, театры, цирки и др. На сегодняшний день в нашей стране их насчитывается: публичных библиотек - 3865, клубных учреждений -3733, киноустановок - 1212, музеев — 158, профессиональных театров - 27, зоологических парков - 5, концертных организаций — 16.

Не менее важно для страны сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их сохранению и восстановлению. Закончена или заканчивается реставрация таких объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь, как: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала, дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других.

По представленным Республикой Беларусь материалам, в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта — Беловежская пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». Совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал — творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы и по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности.

К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Сферы социально-культурной деятельности:

Менеджмент культуры

Индустрия культуры арт- и шоу- бизнес

Досуг и культурно-досуговое творчество

Рекреация и социально-культурная анимация

Обрядово-праздничная культура и культура игр и развлечений

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката
8. Управление персоналом в учреждениях сферы культуры.

Система работы с персоналом

Принципиальные отличия трудовых ресурсов от другого вида ресурсов

Планирование трудовых ресурсов относительно новое для большинства организаций вид деятельности. До недавнего времени основное внимание уделялось планированию других экономических ресурсов (материальных, технических, финансовых и т.д.). Однако сейчас это пересматривается и одна из причин этого факта является то, что в последние годы предложение рабочей силы стало юридическим фактом деятельности многих организациях. Затраты на труд у многих фирм в настоящее время превратились в основную часть общих

расходов, поэтому важно обеспечить максимальную эффективность использования трудовых ресурсов. Способность организации успешно решать названную выше задачу зависит от того, на сколько точно будут рассчитаны, а затем проконтролированы затраты на труд.

Рабочая сила есть такой же ресурс, как и материальные, технические, финансовые ресурсы. Однако в отличие от названных ресурсов она имеет принципиальные отличия, которые заключаются в следующем:

- если со временем материальные, технические ресурсы стареют (физически,

морально), то трудовые ресурсы дорожают (улучшается квалификация

рабочего, растет опыт);

- наемный работник может отказаться от условий, на которых организация

предполагает его использовать;

- работник может уволиться из организации по собственному желанию;

- работник может бастовать;

- работники не могут рассматриваться как однородная субстанция;

- работники могут переучиваться;

- работники могут решать, что  те или иные типы профессий для них

социально неприемлемы, с ними необходимо вести переговоры.

Персонал в сфере культуры и кадровая политика

Персонал учреждений культуры – это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими. В персонале, занятом в сфере культуры, различаются руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения, специалисты, осуществляющие функциональное руководство – выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т. д.), а также технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т. д.). В свою очередь, руководители различаются по

уровню управления: высшее (уровень федеральный и субъекта федерации), среднее (региональный и городской уровень) и низшее звено (уровень учреждений культуры и их подразделений).

В задачи менеджера по работе с персоналом входит сделать работников способными к совместным действиям, придать их усилиям эффективность и результативность, сгладить присущие людям индивидуальные недостатки.

Особенно трудно работать с людьми творческими, которых нельзя заставлять постоянно отчитываться за каждый шаг.

На менеджере также лежит ответственность за оценку работы сотрудников, определение необходимого вознаграждения за результаты работы, организацию

деятельности и контроль за ее осуществлением, разрешение конфликтных

ситуаций и выработку компромиссных решений и т. д.

Нет такой сферы жизнедеятельности человека, на которую не повлияла бы культура. Наибольшее же влияние она оказывает на образ жизни каждого члена общества, любой личности. Существенным образом меняется качество предлагаемого «продукта» в культурной сфере в зависимости от того кто его производит, пропускает через себя и предлагает потребителю. То есть, проще говоря, работниками учреждений культуры.

Управление персоналом в сфере социально-культурного сервиса подразумевает собой гуманистический подход или косвенный рационализм, которые там достигают своего наивысшего развития.

Во-первых, организационная форма учреждений культуры подразумевает коллегиальное управление, выборность руководящих органов, отсутствие как цели извлечение выгоды, что можно понимать как иррациональные факторы, которые полностью зависят от межличностного взаимодействия.

Во-вторых, плата труда в культурных заведениях ниже, чем в сфере бизнеса. Вследствие этого необходимо создавать другие нематериальные стимулы для привлечения работников.

Управление персоналом в сфере культуры должно строить работу на основе поощрения и развития инициативы работников. В этом наименее всего подходят жесткие структуры организации, индивидуальная оценка трудовой деятельности в пользу создания команд и групповых методов работы.

Социально-культурную сферу трудно построить с ориентацией на индивидуализм, основой должно выступить взаимодействие с другими людьми, что подразумевает ограничение личных интересов. Но, попадая в коллектив, человек бессознательно начинает подчиняться мнению окружающих, моде и другим иррациональным факторам. И данные факторы, учитывая характер деятельности культурных учреждений, начинают приобретать особое значение. Личные заслуги сотрудников не должны поощряться в отрыве от заслуг всей организации или команды, поэтому выделение лучших и худших сотрудников из коллектива принесет скорее больше вреда, будет способствовать возникновению конфликтов.
9. Программно-целевое и нормативное содержание управления в сфере культуры.

Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программно-целевого управления являются:

ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности.

Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

 Основными этапами программно-целевого управления являются:

формулировка цели программы; декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов;

обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы;

 оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования;

 изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения;

адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления — народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях.

Программно-целевое управление - один из видов планирования и управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели—пути—способы—средства». При программном управлении во главу угла ставится не сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Программно-целевое управление

- одна из важнейших функций государственного управления, представляющая определенный способ государственного воздействия на состояние и деятельность объектов государственного регулирования в различных сферах общественной жизни (экономика, социальная защита, культура, образование, наука и т.п.). Программно-целевое управление

- специальная функция органов исполнительной власти, урегулированная программно-целевое управление является одним из основных направлений деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и состоит из ряда последовательно осуществляемых функций: разработка прогнозов развития отдельных отраслей, регионов, разработка на базе прогнозных данных целевых программ развития, подготовка решений об утверждении программ и объемов их финансирования, контроль за исполнением намеченных программами мероприятий и планов их реализации.

Нормативы социальные — разновидность социологической технологии для характеристики оптимального состояния социального прогресса (или одной из его сторон); они составлены на основе учета объективных закономерностей социального развития. Конкретно-исторический характер социального норматива состоит в том, что он отображает возможности и потребности социального развития на одном этапе и соответственно может (и должен) изменяться в будущем. Он имеет четкую количественную и качественную определенность, которая представляет собой величину, характеризующую идеальную (желаемую) цель развития социального процесса. Для того чтобы установить наиболее эффективное соотношение потребностей и возможностей в социальном развитии, нормативы обычно апробируются сначала экспериментально, а затем в массовом порядке.

В соотношении с потребностями практики социальные нормативы разработаны для многих сторон жизни человека: в сфере труда, культуры, быта. Однако нормирование коснулось и социально-экономической деятельности, социального и межличностного общения. В практику управления вводится понятие социальный ориентир — наиболее вероятная рациональная величина развития тех или других социальных процессов.

Возможна классификация социального норматива по различным параметрам. Во-первых, основной является классификация по сферам жизнедеятельности человека: труд, социально-политическая жизнь, культура, быт, межличностное общение. Они отображают прежде всего обеспеченность материальными ресурсами в расчете на 1 тыс. человек населения. Применение этого подхода дает возможность оценить отставание, опережение или соответствие уровня развития социальных процессов в трудовой ассоциации, регионе, стране, мире в сравнении с нормативными требованиями. Во-вторых, социальные нормативы могут выражаться в требованиях, которые предъявляются к городским и сельским поселениям. Эти нормативы связаны с архитектурно-планировочными решениями и необходимостью организации рациональной жизни населения. В-третьих, это нормы, которые связаны с системой “человек — человек”; ими фиксируется, например, число представителей той или иной профессии, например продавцов, учителей, работников культуры и т. д., в расчете на 1 тыс. человек населения.

Социальные нормативы и ориентиры могут быть разработаны для разных уровней социальной организации общества: для всей страны, определенного региона, отрасли народного хозяйства, небольшой группы, коллектива. Они дифференцируются в зависимости от социальной структуры общества, поскольку, например, проблемы повышения квалификации и образования в нормативном аспекте будут разными в зависимости от специфики каждой из социально-демографических групп. И наконец, эти нормативы и ориентиры меняются и будут меняться на каждом этапе развития не только общества, но и какой-нибудь социальной организации.
10. Механизмы финансирования организаций культуры в Республике Беларусь.

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей

Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.

Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и т. д.

Государственное целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой шлягер» и др

Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 478; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!