Часть V. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЭТНОСОВ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА

Суннизм –одно из основных направлений ислама. Считается ортодоксальным, «правоверным». Последователи суннизма называют себя «ахль ас-Сунна» (людьми Сунны), продолжающими деяния и традиции пророка Мухаммеда. Считается, что суннитом является тот, кто признаёт первых четырёх халифов – Абу Бакра, Омара, Османа и Али, достоверность канонических сборников хадисов (преданий о Мухаммеде и его сподвижниках, которые вначале передавались изустно и были записаны в VIII—IX вв.; всего существует шесть общепризнанных суннитами и наиболее авторитетных сборников хадисов, составленных аль-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмези, ан-Насаи и Ибн Маджа, которые являются основой всей религиозной и общественной деятельности, и следует ритуальным, бытовым и социальным правилам в соответствии с одной из религиозно-правовых школ. Как направление суннизм выделился уже в первом столетии существования ислама в результате борьбы за власть между сторонниками и родственниками пророка Мухаммеда – родными убитого третьего халифа Османа (644–656 гг.) из мекканского рода Омейя и сторонниками четвёртого халифа Али (656–661 гг.), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков – Алидов на власть, на имамат – посредничество между Богом и людьми, духовное и политическое руководство общиной и образовали другое направление в исламе – шиизм. Суннитами является около 83 % всех мусульман.

Суфизм(араб. суф – шерсть, грубое шерстяное одеяло) – мисстико-аскетическое учение в исламе, призывающее к смирению и уходу от мирской суеты. Суфизм имеет множество толкований и приложений, поэтому в некоторых из них становился идеолгией повстанческих движений и борьбы горцев за независимость.

Тайша (монг., тайжи) – знать, феодал у монголов.

Талмуд (древнеевр., буквально – изучение) – собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н. э. – V в. н. э. Включает Мишну – толкования Торы и Гемару – толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки – Аггаду (Агаду).

Тарикат(араб. тарик – дорога, путь) – метод мистического познания истины, особый свод морально-этических положений и психологических приемов, позволяющий мюриду «подняться до духовного и внутреннего поклонения богу».

Татарка – шапка в виде тыквы, шилась из цветного сукна и состояла из отдельных долек, швы между которыми обкладывались галунами или шнурками; узкий околыш был меховым или также обшивался галуном.

Теплушка, «ватник» – теплый ватный бешмет. Согласно приказу Военного ведомства 1885, № 199 Кавказские казаки должны были иметь или ватные бешметы или овчинные полушубки. Последние гораздо теплее и пригоднее и в Кубанском казачьем войске до 1901 г. требовали именно их, не запрещая, однако, иметь и ватные бешметы (были почти у всех казаков).

Терроризм(лат. terror – страх, ужас) – политика террора, т. е. совокупность особо жестких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм может быть направлен как против государственных и общественных деятелей, органов и организаций, так и против обычных граждан.

Транжамент (фр. retranchement) – в русском понимании оно обозначало военное укрепление. На Дону трансформировалось в штружамент. Изначально из множества значений во французском языке следует отметить как наиболее приемлемые – оборонительное сооружение полевого типа, окоп, укрепление. Предыстория транжамента такова. После неудачного Прутского похода русской армии в 1711 г. к Турции отошел Азов, а также Россия обязалась срыть крепости Таганрог, Богородицк и Каменный затон. Поэтому в двух километрах ниже по течению Дона от Черкасска (совр. станица Старочеркасская) по приказу Петра I выстроили военно-палевое укрепление, разместив в нем небольшой русский гарнизон.

Тутолминка – комбинация бешмета с гимнастеркой. Ввел в 80-х годах XIX в. начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин. Он рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди как у бешмета. Тутолминка под черкеской заменяла бешмет; без черкески, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку.

Тухум –родственная группа у народов Кавказа.

Улус –имеет несколько значений: самое общее из них – народ, поколение. Означает также орду, военную дружину, сословие. Употреблялось у древних монголов и калмыков для обозначения определенной формы родового союза, составлявшего часть более обширной родовой группы – «племени». Характерная черта улусов – подвижность. Это не прочные, прикрепленные к определенному месту поселения оседло-земледельческих народов, а своеобразные, многолюдные родовые союзы кочевников, меняющих место пребывания в зависимости от времени года, урожая, кормов, обилия или недостатка воды в том или другом месте.

Халва (араб.) – кондитерское изделие из обжаренных тёртых масличных семян и карамельной массы, сбитой с пенообразующим веществом (например, отваром мыльного корня). Виды халвы: тахинная (из кунжутного семени), подсолнечная, ореховая и арахисовая.

Хата –у украинцев, белорусов и южных русских жилое помещение с печью; жилая постройка.

Хинкал –род крупных пельменей у народов Передней Азии и Кавказа.

Чекме?нь (тюрк.) – верхняя мужская одежда у народов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа: суконный полукафтан в талию со сборками сзади, позже – форменная одежда казаков (кроме терских и кубанских, носивших черкеску). Подробное описание чекменя оставил П.И. Мельников-Печерский: «Чекмень – короткий полукафтан с перехватом, обычно осенняя, а иной раз и зимняя одежда зажиточных молодых людей в Поволжье и восточных губерниях. На Дону, на Урале и по линейным станицам чекменем зовут казацкий кафтан». Цвет чекменя зависел от принадлежности к тому или иному казачьему войску. В составе Донского войска, например, был лейб-гвардии казачий полк, форма которого включала красные чекмени, и лейб-гвардии атаманский полк – голубые чекмени. В остальных полках – темно-синие или темно-лиловые Чекмени надевали не каждый день.

Черкеска –верхняя мужская одежда у народов Кавказа – суконный приталенный кафтан, расклешённый от талии, без воротника или со стоячим воротником, с узкими рукавами и газырями, в основном тёмного цвета, у знатных горцев – белая или светло-серая. Название от русского обозначения народностей Северного Кавказа общим именем – «черкесы», вне зависимости от их этнического и культурного происхождения. Черкеску, как и многие другие элементы национального костюма горских народов (башлык, бурка, бешмет и др.), первыми заимствовали селившиеся на Северном Кавказе казаки, руководствуясь функциональными качествами кроя одежды местных жителей. Газыри – главное отличие черкесок от других видов кафтанов.

Чувяки (тюрк.) – мягкая кожаная обувь без каблуков у народов Передней Азии и Кавказа.

Чурек (чорек) – хлеб, лепёшка у народов Передней и Средней Азии, Кавказа.

Чусты – облегченные сапоги на теплое время года. Представляли собой чувяки или башмаки с подошвой «наглухо пришитые к кожаным наговицам». Фасон носка на усмотрение казаков. Предполагались к использованию в военное время, исходя из опыта русско-японской войны 1904–1905 гг.

Шаманство (шаманизм) – одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира – в Африке, Азии, у индейцев Америки и др. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм – одухотворения всего, что окружает человека – предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания.

Шариат (араб. шариа – правильный путь) – религиозное право у мусульман. В широком смысле слова – исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский кодекс поведения. Включающий религиозные, нравственные, бытовые нормы и т. д.

Шаровары (перс. – шаравара) – мужские и женские штаны у народов Востока – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени.

Шиизм (араб. ши’а – партия, группа приверженцев) – второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Шиизм как течение возник во второй половине VII в. в Ираке среди арабских племён, поддержавших Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али отстаивали особое право его потомков – алидов на имамат – посредничество между Богом и людьми и духовное и политическое руководство общиной. Центром шиитской оппозиции стал город Куфа; впоследствии шиизм распространился в Иране, где воспринял некоторые мифологические, культовые и обрядовые элементы из зороастризма, митраизма и др. В XVI в. шиизм стал государственной религией Ирана. Шииты признают Коран божественным откровением, но считают, что одна сура – «Два светила» – и несколько стихов, в которых обоснованы особые права Али, специально не были включены в Коран, собранный при халифе Османе. Шииты признают сунну, но только в той части, которая восходит к Али и его сторонникам, свои теологические воззрения строят на особом Священном Предании – Хабар (Ахбар). Сторонники Али первых трёх халифов – Абу Бакра, Омара и Османа, омейядских и аббасидских халифов считают узурпаторами. Имам, которым может быть только алид, не избираем или назначаем людьми и является носителем «божественного света». По вопросу о передаче права на имамат тем или иным потомкам Али и числу имамов шиизм распался на ряд направлений. Уже с VIII в. возникают «умеренные» (зейдиты, имамиты) и «крайние» (исмаилиты) течения, которые, в свою очередь, распались на более мелкие секты. Общая численность сторонников шиизма 180 млн человек, что составляет около 16 % всех мусульман.

Экзога?мия (греч. exo – вне и gamos – брак) – норма, в соответствии с которой разрешаются браки только за пределами определённой, чаще всего родственной группы. Противопоставляется эндогамии. На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Эндогамия и экзогамия (от греч. слов: endon – внутри, exw – вне, gamos – брак; буквально: внутренний брак, внешний брак).

Эндога?мия (греч. endo – в и греч. gámos – брак) – брачные связи внутри определенной общественной группы (популяции, этноса, сословия и др.).

Этническая группа (этническая общность, или этнос) – часто этнической группой называют обособленную часть этноса (субэтническая или этнографическая группа) либо, напротив, общность, объединяющую несколько этносов (метаэтническая общность).

Этногенез – процесс происхождения этноса из этнических общностей или их частей.

Этнос(греч. éthnos – племя, народ), исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием (этнонимом), общностью происхождения и культуры (чаще всего языка). При своём возникновении этнос связан с определённой территорией, в ходе дальнейших миграций на одной территории живут представители разных этнических групп.

Этнофор – личность, являющаяся носителем этнических свойств и признаков данного этноса.


Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 56804; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ