Применение дидактических игр на уроках математики



 

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления учебного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока каждого типа.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.

При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.

На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.

В ходе игры "Составим поезд" учитель предлагает сосчитать число вагонов слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры "Лучший счетчик", "Хлопки", "Найди себе пару", "Войди в ворота", "Лесенка" и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.

Приведем пример игры "Курица и цыплята", используемой при изучении нумерации чисел первого десятка.

Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: "Пи-один, пи-два, пи-три"…

По теме "Сложение и вычитание в пределах 10" можно использовать большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.

Приведем пример игры "Составим поезд" в процессе, которой дети знакомятся с приемами прибавления и вычитания в пределах 10.

Учитель вызывает к доске пять девочек. Они образуют поезд из пяти вагонов (девочки цепляют друг друга - каждая девочка кладет правую руку на плечо стоящей впереди девочки). Затем прицепляются еще 2 вагона - две девочки (в два приема).

Учитель записывает пример вида:

 

5+2=7

5+1+1

 

Дети проговаривают прием прибавления.

Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2.

 

5-3=2

5-1-1

 

Аналогично раскрываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.

На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема. При закреплении материала форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой, индивидуальной. Целесообразно проводить игры в группах и в виде соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения математике. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из за того, что команда набрала меньше очков, учитель должен спросит такого ученика из этой команды, который ответит правильно и заработает звездочку). В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать общего впечатления от игры.

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Для закрепления используются такие игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Эстафета" и т.д.

"Угадай".

Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например 7.

 

5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д.

 

Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка".

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверить ответы товарищей.

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.

На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

"Платье из лепестков".

Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Очень она обрадовалась! Еще бы Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе-гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг.

А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепетали четыре нежных алых лепестка.

Мотылек сорвал два мака и отнес гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

А хватит ли лепестков с двух маков? - спросила стрекоза.

Ну, конечно, - успокоила портниха.

И действительно, хватило и еще осталось. И остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали6 "Сколько лепестков пошло на такое платье? Но стрекоза не знала. А вы знаете? И т.д.

Сказочный игровой сюжет может стать канвой урока на этапах первичного закрепления темы: "Сложение и вычитание в пределах 100". Ученики быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.

Отдельные игровые задания можно и нужно включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.

В целях устранения перегрузки учащихся учебным материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесоообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. В программе приведен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы при изучении каждой темы в I - II классах. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.

 

Темы  Примерные дидактические игры и игровые упражнения
 I класс Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, иреугольный и другие). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на. 1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие). Примеры. 1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина). 2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.). 3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие). 2. Уточнение пространственных представлений. 1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет). 2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке). 3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.). 3. Уточнение временных представлений. 1)"Что сначала, что потом?" 2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются). 3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.). 4. Сравнение групп предметов. 1)"Найди пару". 2)"Хватит ли?" 3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала). 5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов. 1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.). 3) Счет под ритмическое постукивание и т.д. 4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов).  
Числа от 1 до 10. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.). Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предедущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следуещего за ним при счете. Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен. 1. Подготовка к изучению чисел и решению задач. 1)"Найди пару" 2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие). 3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала). 4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например чередование двух красных и желтой и т.д.). 5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2. Подготовка к записи цифр и примеров. 1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие). 2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом). 3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.). 3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10. 1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа). 2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число следующее за данным при счете). 3)"Угадай число" (пропущенное в ряду чисел или в записи примера). 4)"Где мое место?" (построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами). 4. Соотнесение цифры с соответствующей группой предметов. 1)"Детское домино" (с картинками и цифрами). 2)"Найди пару". 5. Закрепление знания состава чисел от 2 до 5. 1)"От двух до пяти" (кто предложит больше разных способов раскладывания в 2 коробки 4 - 5 предметов и т.д.). 2)"Городские автоматы" (набор нужной суммы с помощью монет в 1, 2, 3, 5 к). 3)"Заселяем дома" (на каждом этаже указывается, сколько на нем должно быть всего жильцов и сколько уже въехало; дети, выставляя карточку с цифрой, указывают, сколько еще въедет жильцов).
  Сложение и вычитание Название действий и их обозначение. Знаки "+" (плюс), " - " (минус), "=" (равно). Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1 - 2 действия (без скобок). Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание вида: 7 - 7, 0 + 8. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Набор и размер 10 к.   Усвоение смысла действий сложения и вычитания. "Что изменилось?" "Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок). "Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи). Усвоение примеров вычислений. "Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием). "Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи). "Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие). Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке). "Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, Сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке). "Заселяем дома". Закрепление навыков сложения и вычитания. "Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов). "Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного). "Лесенка". "Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на ск"орость решения предложенных примеров.
  Числа от 1 до 20 Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Определение времени по часам с точностью до 1 ч. Измерение длины предметов. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.     Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их запись и чтение. "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Усвоение примеров сложения и вычитания. "Дополни до 20" "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома" Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Арифметическое лото" и т.д.
  II класс Табличное сложение и вычитание Сравнение чисел. Знаки " < " (меньше), " > " (больше). Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16,17,18, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Название данных чисел и искомого при сложении вычитании. Нахождение не известного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. Числа от 1 до 100 Название и последовательность чисел в пределах 100. Чтение и запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел. Десятичный состав чисел от 21 до 100. Отрезок. Измерение длины отрезка с помощью сантиметра, дециметра, метра. Черчение отрезка заданной длины. Представление о килограмме, литре.   1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения. "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Усвоение приемов сложения и вычитания. "Дополни до 20" "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома". Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Арифметическое лото" и т.д.
  Сложение вычитание однозначных и двузначных чисел Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Порядок действий в выражениях, содержащитх 2 действия, использование скобок. Проверка сложения и вычитания. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Монеты в 15, 20, 50 к. и 1р. Их набор и размер. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание (с составлением выражения).   Отработка навыков устных вычислений. "Занимательные рамки" "Круговые примеры" "Арифметические ребусы и головоломки" "Угадывание задуманного числа". "Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах). "Кто больше и кто скорее?" (составление возможно большого числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и т.п.). Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания числа 2 или 3 до получения 10).
Умножение и деление Умножение. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые умножением. Название данных чисел и искомого при умножении. Умножение числа на 2 и числа 3 на однозначное число. Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях. Умножение однозначного числа на число 2 и число 3. Деление. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые делением. Деление на 2 и на 3; деление с частным, равным 2 и 3. Решение задач в 1 действие на умножение и деление.    

 

Как уже было отмечено, игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные методы обучения.

К ним относятся игры, в основе которых лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания на основе использования наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Украсить елочку шарами.

Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

Например:

 

6 + 7 =


 

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.


 Примером такой игры может служить также старинная китайская игра “Танграм", согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д.

 

 


 

 

Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

Так, в игре “Лучший летчик” ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

Содержание игры: До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: “Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь? ” Далее обобщает: “Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты”.

"Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика".

(В. Корыстылев, М. Львовский).

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

 

4 7 6 3 4 56 7 8

3+3= 2+3=5+3=

5 7 6 8 7 9 10 9 7

4+3= 10-3=8+2=

 

Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков. Приведем примеры таких игр.

Игра “Телефон".

Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске.

Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4 - и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат.д.алее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми - утвердить их или отвергнуть.

 

I ряд II ряд III ряд

2 3 4

 

Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.

С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.

В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.

При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.

На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре “По какой тропинке ты пойдешь? ” учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них “затоплена водой”).

 

1-я тропинка 2-я тропинка

9 + 14             5 + 19

14 + 9             19 + 5

23=14 + 9       24=16 + 5

23 - 14=9        24 - 15=9

23 - 9=14        24 - 5=19

 

Учащиеся, “исследуя" цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же “залита водой", так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

 

0 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

2. Какие цифры закрыты карточками?

3. Математический лабиринт “Догони-ка!"

По этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

4. Задание на смекалку.

Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.

Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

5. Задачи на сообразительность.

а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой “чудесный" мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

 

Выводы

 

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми "науки до науки". В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 37;