Понятие и особенности организации фестивального туризма как разновидности событийного туризма



 

Событийный туризм является перспективным и динамично развивающимся видом туризма. Он уникален своей неисчерпаемостью по содержанию: многочисленные фестивали, праздники, тематические события с каждым годом только увеличиваются благодаря международной интеграции, тесному взаимодействию культур и интернациональному сотрудничеству. Событийный туризм – это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления.

Событийный туризм – это вид туризма, при котором туристические поездки приурочены к каким-либо определенным событиям или мероприятиям. Поводом для туристических поездок могут быть самые разные события из области спорта, культуры, бизнеса, светской и политической жизни [1].

Целевая аудитория событийного туризма – это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар [2, c. 63].

На территории СНГ одна из первых классификаций видов событийного туризма была предложена А.В. Бабкиным. В работе «Специальные виды туризма» он предложил два подхода к классификации видов событийного туризма: исходя из тематической направленности события и на основе его масштаба. В рамках тематических видов событийного туризма А.В. Бабкиным были выделены 9 видов, которые перечислены ниже [3, c. 43]:

1) национальные фестивали и праздники;

2) театрализованные шоу;

3) фестивали кино и театра;

4) гастрономические фестивали;

5) фестивали и выставки цветов;

6) модные показы;

7) аукционы;

8) фестивали музыки и музыкальные конкурсы;

9) спортивные события.

Предложенная А.В. Бабкиным классификация тематических видов туризма является первым опытом подобного рода в русскоязычной литературе. Поэтому дискуссии, дополнения и изменения, применительно к этой модели, являются неизбежными. Также следует отметить, что, с точки зрения своей тематики, событийный туризм является одним из наиболее динамичных видов туризма. Постоянно появляются новые темы и теряют популярность некогда известные события [3, c.44].

Собственная классификация видов событийного туризма была предложена белорусскими учеными Л.М. Хухлындиной и Л.М. Гайдукевичем[4]. Они рассматривали событийный туризм сквозь призму его взаимосвязи с культурным туризмом. В событийном туризме они видят, в первую очередь, дополнительный стимул к развитию культурного туризма, в котором культурные объекты (замки, музеи, сады и т. д.) или места (города, сельские регионы, промышленные регионы) служат местом проведения празднеств. В рамках данного подхода были выделены следующие виды событийного туризма [4]:

1. музыкальные фестивали, включая:

- отдельные концерты;

- регулярные музыкальные фестивали и конкурсы;

2. литературные и театральные события:

- книжные ярмарки и выставки;

- литературные фестивали и праздники;

- театральные фестивали;

- ежегодные театрализованные праздники;

- карнавалы;

3. художественные события:

- художественные выставки и салоны (периодические или отдельные; персональные; художественных объединений; по жанрам искусства);

- музейные выставки (временные тематические экспозиции);

- фестивали нетрадиционных скульптур (песчаных или ледяных);

- фестивали и выставки цветов;

- технические художественные спектакли (лазерные шоу, светомузыкальные фонтаны, появившиеся недавно фестивали фейерверков и т. п.);

4. традиционные и обрядовые события:

- гастрономические фестивали;

- народные гуляния (Масленица, Купалье);

- традиционные ярмарки;

5. религиозные события:

- Пасха и Рождество в христианских странах;

- Хадж в исламских странах;

6. научные события:

- научные конгрессы и конференции по отдельным научным направлениям;

- уникальные природные события (солнечные и лунные затмения, извержения вулканов и т. п.).

Участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу – гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов-переводчиков. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных[2].

В настоящее время наблюдается рост интереса к новым видам рекреации, в том числе и к событийным, фестивальным турам. Событийный туризм – это значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определенное время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемыми природными явлениями, например лунным или солнечным затмением [5, c. 187].

Одним из видов событийного туризма является фестивальный туризм. Фестивальный туризм появился сравнительно недавно и занял значительное место в мировом рекреационном движении. Фестивали проводятся практически во всех странах мира, они различны по своему содержанию и значению.

Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus – «праздничный») – массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства [6].

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля определение фестиваля сводится к «большому музыкальному торжеству; пирушке, вечеринке» [7, с. 339]. В словаре русского языка С. Ожегова содержится следующее определение понятия фестиваль: «широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства» [8, с. 848]. В музыкальной энциклопедии фестиваль рассматривается как «празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке» [9, с. 573].

Однако фестиваль – это праздник особого вида, который отличается особым размахом, динамизмом и массовостью. Сегодня фестиваль – это широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-либо видов искусств.

По определению энциклопедического словаря, фестиваль – массовое празднование, музыкальные выступления, показ достижений эстрадного, кино- и циркового искусства. Связывая фестивальную деятельность с растущим туристическим движением, можем дать следующее определение: фестивальный туризм – это организация краткосрочных познавательных путешествий сроком на 5-7 дней с целью посещения определенных событий с периодичностью 1 раз в год [10]. Главная особенность такого туризма – множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. О. Бейдик связывает фестивальный туризм с культурно-развлекательным, религиозным, познавательным, спортивным и шоп-туризмом [11].

Фестивальный туризм может классифицироваться:

1) по масштабу действия: международный, национальный, региональный;

2) по международному статусу: внутренний и международный (въездной, выездной);

3) по количеству участников: групповой, индивидуальный, семейный;

4) по возрасту участников: детский, подростковый, молодежный, взрослый, для пожилых возрастов (так называемый «третий возраст»), смешанный и др.;

5) по характеру организации: регламентированный – характеризуется высоким уровнем обслуживания и определенной последовательностью посещения туристских объектов; нерегламентированный – может быть организованным или неорганизованным;

6) по длительности путешествия: длительный – более 3-х дней, кратковременный – менее 3-х дней.

Инициаторами проведения и организаторами фестивалей могут являться: государственные структуры, бизнес-структуры, религиозные структуры, благотворительные фонды, политические партии, общественные движения, общественные организации, частные лица.

В целях упорядочения деятельности по организации и проведению на территории Республики Беларусь отдельных культурных мероприятий, проведение фестивалей регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 263 ”Об организации и проведении на территории Республики Беларусь фестивалей, конкурсов, форумов, праздников и пленэров, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов“ [17].

Проведение фестивалей может преследовать различные цели: политические, экономические, социальные, образовательные.

При этом в конечном итоге фестивальные мероприятия популяризируют страну, регион, город, конкретное место (дестинацию), привлекая значительные туристские потоки.

Несмотря на то, что главной целью участников фестивального туризма является развлечение, немаловажное значение имеет организация досуга и дополнительные познавательные экскурсии. Помимо посещения события, фестивальный туризм должен включать в себя транспортировку, размещение, оформление документов, а также экскурсионное обслуживание. То есть, при организации фестивального туризма требуется создание комплексного туристского продукта, основой которого будет событие. Важной особенностью фестивального туризма является его независимость от погодных условий, особенностей климата или сезона, а только от времени проведения мероприятия, события или явления.

Фестиваль объединяет в себе гостей фестиваля, участников и организаторов.

При организации фестивальных туров следует учитывать целый ряд требований туристов [2, c. 141]:

- месторасположение отеля – рядом с местом, где проводится фестиваль;

- наличие качественного питания;

- возможность посетить основные достопримечательности местности;

- наличие точек продажи сувенирной продукции и магазинов.

Отличительной чертой любого фестиваля является то, что фестиваль представляет собой серию событий, объединенных общей идеей или стилем. В отличие от, например, концертов, которые, как правило, длятся несколько часов, фестивали легко могут продолжаться на протяжении нескольких дней [12].

Чаще всего фестиваль объединяет в себе несколько целей, иногда и все сразу. Однако правильнее, с практической точки зрения, выделять одну и самую главную цель, тогда, скорее всего, будет получен ожидаемый эффект от мероприятия. Кроме того, выделяя одну цель, можно образовывать единую структуру фестиваля, упрощая ее и делая доступной.

Цели и задачи включают в себя целеполагание, которое направлено на решение проблем. Сюда относится и организационно-управленческая суть проблемно-целевого принципа проектирования, которая заключается в необходимости поиска соответствующих социальных сил, заинтересованных в разрешении тех или иных проблем [13].

Используя в планах своей деятельности такую форму культурно- просветительной работы как фестивали, работники культуры получают универсальное средство для пропаганды и развития различных жанров народного творчества. Фестиваль – синтетический вид массовых мероприятий.

Он может включать в себя как концертные номера песен, танцев, инструментальных произведений, так и сопутствующие формы – различные выставки художественно-прикладного вида; в программу фестивалей могут быть включены мастер-классы, семинары, круглые столы, встречи, конкурсы и др. Подготовка к фестивалю ведется заранее, то есть планируется во времени теми организациями и учреждениями, которые курируют, руководят и организуют культурно-досуговую деятельность. Органы управления принимают Постановление о проведении фестиваля.

Задачи организаторов при подготовке к проведению фестиваля:

1. Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению фестивалей;

2. Определение целей и задач, темы и идеи;

3. Разработка положения о фестивале;

4. Написания сценария;

5. Подбор будущих участников и работа с ними;

6. Подбор ведущих;

7. Формирование жюри;

8. Покупка призов для награждения участников;

9. Оформление места проведения;

10. Репетиционно-постановочный процесс;

11. Подготовка художественных номеров, выступление творческих коллективов;

12. Подбор и запись музыкального сопровождения.

Завершается вся подготовительная работа одной - двумя генеральными репетициями. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.

Если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет. Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успех фестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, как правило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителей диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года.

Таким образом, фестивальный туризм является важной составляющей событийного туризма. Организация фестивального туризма имеет свои особенности. Данное направление в туризме позволяет решать многие социально-экономические проблемы, присущиене только туристской отрасли. Фестивали являются мощным стимулятором туристского потока. Они привлекают дополнительное количество туристов в страну, что в свою очередь способствует увеличению валютных поступлений.

Кроме того, фестивальный туризм помогает решить проблему сезонности, привлекая туристов в период межсезонья. Таким образом, предприниматели получают в «низкий сезон» прибыль, инфраструктурные объекты не простаивают – их эксплуатация становится экономически выгодной, а нагрузка на туристскую инфраструктуру становится более равномерной. Особенно актуально это может быть для стран с четко выраженной специализацией в том или ином виде туризма. Например, для стран с субтропическим климатом, в которых развит преимущественно пляжный отдых или для стран, где преобладает горнолыжный туризм.

Развитие фестивального туризма способствует созданию новых дополнительных рабочих мест и обеспечивает занятость населения. Потенциал фестивального туризма неисчерпаем. Практически каждая страна имеет ресурс для его развития.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 2494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!