Философские учения эпохи Возрождения, их отличия от взглядов эпохи Средневековья.



Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений;

- кризис феодализма;

- развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно – технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно – технические достижения).

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

- гуманистическое (XIV –XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

- неоплатоническое (сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) – пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

- натурфилософское (XVI – нач. XVII вв., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.) – представители этого направления пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

- реформационное (XVI – XVII вв., представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) – его представители стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью;

- политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

- утопически-социалистическое (XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства. Основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Характерными чертами философии эпохи Возрождения были:

- антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку. Вера в его безграничные возможности;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

- научно – материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знании и т. д.);

- социальная ориентированность (большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству);

- торжество индивидуализма;

- широкое распространение идей социального равенства.

Главная особенность философии Возрождения - теперь оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют мыслителей

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек прежде всего природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — так называемая «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Постепенно все проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.), что произойдет в самом конце эпохи.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!