ГЛАВА I . ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Севастопольский государственный университет

Гуманитарно-педагогический институт

Кафедра Истории

ОБРАЗЕЦ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине История Крыма и Севастополя

 

тема: ……………

 

ОБРАЗЕЦ

 

Студент группы Иб-11-о

Кафедры История

ФИО

Проверил кандидат полит. наук доцент кафедры История

Вакулова Т.В.

 

 

ОБРАЗЕЦ

 

 

Севастополь-2017


 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗЕЦ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….3

I . ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ.

1.1. Истоки либерализма в России……………………………………………....6

1.2. Зарождение конституционно-демократической партии (кадеты)………..9

1.3.    Основатель партии кадетов……………………………………………..…12

1.4.    Программа новой партии…………………………………………………..13

II . ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

2.1. Участие в жизни Государственных Дум……………………………………17

2.2. Отношение к Первой мировой войне…………………………………….....22

2.3. Участие партии в двух революциях…………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………29


 

ВВЕДЕНИЕ ОБРАЗЕЦ

Характерной особенностью последних лет является усиление интересов к событиям в России в начале XX века, когда впервые на политическую арену страны вышли многочисленные партии, и была сделана попытка заложить основы парламентаризма. В связи с этим особое внимание уделяется изучению либерального движения.

Актуальность темы исследования определяется и тем, что в наши дни, как и в начале столетия, в центре общественного внимания оказались вопросы взаимодействия власти, политических партий и общества, гарантий прав политических меньшинств, проблема понимания демократического преобразования страны. Вновь разгорелся спор между представителями различных общественных движений, затрагивающий коренные вопросы государственного устройства, социально-экономической политики. Поэтому, изучение программы конституционно-демократической партии, содержавшей свой взгляд на историческое развитие России и опыта политической деятельности этой партии, которой за всё время своего существования был накоплен богатейший опыт избирательных кампаний и парламентской деятельности, не потеряло своего значения и сегодня.

Идеологами конституционно-демократической партии была создана новая для России мировоззренческая система, соответствующая гуманитарным ценностям, и предложена модель общенационального выхода из системного кризиса российского общества начала XX века. Попытка кадетской партии провести радикальные преобразования мирным путём в условиях политической нестабильности представляет значительный интерес и на современном этапе развития российского общества и государства.

«Кадетская партия - как отмечала А.В. Тыркова-Вильямс - занимала немалое место в жизни той думающей, читающей России, которая количественно составляла незначительную часть населения, но как движущая умственная сила имела большой политический моральный авторитет» [2, с. 388].

Поэтому изучение опыта взаимодействия интеллигенции и конституционно-демократической партии, их взаимовлияния как важнейших субъектов сложного и противоречивого процесса российского усовершенствования начала XX века представляется актуальной задачей.

Изучение истории российских непролетарских партий по сей день остаётся актуальным и для зарубежной историографии. Это связанно с обострённым интересом, проявляющимся в сегодняшней науке и политике Запада к проблеме буржуазного либерализма вообще, к его роли в процессе социального преобразования мира. В современной западной историографии идеология и практика либерализма изучается и вширь, и вглубь – на протяжении столетий и в мировых масштабах.

Особый интерес вызывает ………..

Цель исследования – изучить истоки и причины возникновения конституционно-демократической партии, и её роль в общественной жизни страны как либеральной партии.

Объект исследования – политическая партия (кадеты).

Предмет исследования – политическая деятельность партии кадетов.

Задачи исследования:

1. Изучить источники и литературу по данной теме;

2. Рассмотреть истоки возникнове6ния либерализма в России;

3. Изучить возникновение и развитие партии, её лидера;

4. Рассмотреть влияние партии на политическую жизнь страны;

5. Сделать вывод о значении конституционно-демократической партии в политической жизни России.


 

ОБРАЗЕЦ

 

ГЛАВА I . ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИИ

1.1. Истоки либерализма в России.                                                                         Истоки отечественного либерализма своими корнями уходят к событиям XVI - XVIII веков, когда в идейной борьбе этого времени мы обнаруживаем отдельные либеральные идеи и устремления в боярской аристократии, направленные на ограничение произвола высшей власти и в движении, вызванном церковным расколом, которые объективно порождали стремление к утверждению свободы совести.                                                      Потом либерализм пришел в Россию в обличии просвещенного абсолютизма. Первой его стала пропагандировать императрица Екатерина II. В ее записях, сделанных еще до восшествия на престол, сохранились признания, излагающие принципы французского либерализма. Несколько позже эти идеи легли в основу так называемого «Наказа», написанного Екатериной для членов специальной комиссии по уложению законов.                         По своей сущности «Наказ» представляет собой изложение широкой либеральной программы, касающейся всех сфер общественной жизнедеятельности, начиная от семьи и кончая экономикой, для которой Екатериной был сформулирован главный принцип либерализма — «не запрещать и не принуждать».                                                                                «Наказ» открывал двери в Россию либеральным идеям европейского Просвещения.                                                                                                    С «легкой руки» императрицы либерально-просветительские идеалы стали темой для обсуждения в печати, в салонах, в кружках. Радикальное развитие они получили в трудах А. Радищева, а именно, в его «Путешествии из Петербурга в Москву». Но в отличие от императрицы Радищев ввел в русский либерализм новое понятие — «проклятый русский вопрос» о крепостном праве. Это и делало книгу взрывоопасной.                                       В творчестве Радищева русский либерализм приобрел черты достаточно последовательного социально-политического учения. Идеи и политические требования мыслителя вполне вписываются и в основы радикально-либеральных воззрений. Это говорит о том, что русский либерализм имеет общие корни с революционно-демократической идеологией, и, как в дальнейшем показала история его развития, границы между ними всегда оставались прозрачными.                                                      Восстание Пугачева, Французская революция, скорый и неправый суд над Радищевым и Н. Новиковым окончательно развеяли представления относительно просвещенного абсолютизма. В этих условиях в рядах дворянской интеллигенции либеральные идеи, воспринятые от европейских учителей, были проанализированы и начали обретать вполне конкретное содержание, связанное с тогдашними условиями жизни российского общества.           К сожалению, история сложилась так, что либеральные тенденции были подавлены утверждающим свое господство абсолютизмом. Либеральная идеология проникала в умы по мере дальнейшего развития общества. Либеральное сознание появляется в стране в конце XVIII - начале XIX веков. Его появление связано с включением России в общеевропейское сообщество, приобщением высших слоев общества к европейской образованности, утверждением идеалов просвещения и т.д. В истории русского либерализма прослеживается довольно значимая роль масонства, которое в конце XVIII начале XIX веков вовлекает в свой круг достаточно тонкий слой европейски образованных людей.                                                                                            Формирование более или менее целостного либерального сознания попадает на 10-30 гг. XIX столетия. В стране появляются люди, которые явились носителями основных постулатов либеральной идеологии. Это и такой кабинетный мыслитель, как Чаадаев, и один из виднейших политических мыслителей и государственных деятелей России - Сперанский, который разработал применительно к российским условиям программу разделения властей. Он подчеркивал необходимость подчинения «правосозидающей» власти, сосредоточенной в лице монарха, существующему праву, соблюдениекоторого способна обеспечить только конституция, призванная гарантировать гражданские права человека.                        Так в русской либеральной идеологии идея свободы была увязанас гражданскими и политическими правами человека. Идея о конституционном ограничении самодержавия была подхвачена, с одной стороны, аристократическойолигархией, рассчитывающей с помощью конституции ограничить властьцаря в свою пользу и закрепить привилегии, с другой — декабристами («Русская правда» П. Пестеля, «Конституция» Н. Муравьева), у которыхона была доведена до крайних форм - насильственного ниспровержениясамодержавия и замены его республиканским строем или революционнойдиктатурой.                                                                        В 40-50 гг. либеральное сознание движется вширь. Постепенно в стране складывается собственное либеральное направление. Вместе с этим, влияние либеральных идей прослеживается во всех основных направлениях общественной мысли. Например, свойственные для России "направления" - западничество и славянофильство в различной мере пронизаны либеральным мироощущением.                                                                                                             Эпоха великих реформ Александра II открывает следующую страницу в истории русского либерализма. Новая форма общественной жизни создает предпосылки для практического воплощения либеральных идей.                               В развитии русского либерализма особенно значима роль земского движения. Земское самоуправление стало отправной точкой практической реализации либеральных принципов. В земствах и вокруг земств формируются многие из будущих лидеров либеральных политических партий России.                                                                                                        В то же время - во второй половине XIX - начале XX веков русский либерализм получает новый толчок в своем развитии. Юридическая (или государственная) школа в русской академической науке явилась теоретической базой русского конституционализма. Труды Каверина, Чичерина, Градовского содержали теоретические выкладки для перехода от традиционных порядков к гражданскому обществу. Так в работах Соловьева отечественная философская традиция освобождалась от антилиберальной направленности, Струве утверждал принципы неотъемлемых прав личности, Чичерин вписывал русское либеральное сознание в контекст развития современной философской мысли.                                                                            Революция 1905 г. и последовавшие за ней политические реформы обозначили следующий этап в истории русского либерализма. В стране возникают политические партии с осознанной либеральной ориентацией - кадетов, октябристов, прогрессистов, их депутаты представительствуют в Государственной Думе. Из нестойкого "направления" российский либерализм превратился в зрелую политическую силу. Период между двумя революциями (1905-1917) ознаменовался с одной стороны - идейным и организационным вызреванием русского либерализма, с другой - породил кризис, который разрешился утверждением власти большевистской партии.  

1.2. Зарождение конституционно-демократической партии.                         В ряду политических партий России конституционно-демократическая партия занимала особое место. Идейные и организационные основы формирования конституционно-демократической партии на генном уровне связанны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIX – XX веков, когда возникает и постепенно начинает набирать силу новое течение, выразителем которого становится интеллигенция. Она наиболее остро осознавала возраставшее несоответствие между потребностями развития страны и отжившим свой век политическим режимом – царским самодержавием, углубления конфликта между властью и обществом, которое вело к нарушению стабильной обстановки в стране и было опасно непредсказуемыми последствиями для её судьбы.                         Предшественниками партии кадетов стали две либеральные организации – «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов», возникшие летом и осенью 1903 года.                                                                        «Союз земцев-конституционалистов» - политическая нелегальная организация либерально настроенных помещиков России. Сформировалась она в ноябре 1903 года и не имела ни чёткой структуры, ни чёткой программы. Главной целью союза была подготовка согласованных выступлений конституционалистов на общих земских съездах. На втором съезде союза (23 февраля 1904 года) было принято обращение «К русскому обществу», которое призывало поддержать русско-японскую войну 1904-1905 годов и просило у царя «народного представительства при органическом единении царя с народом». На дальнейшую работу остальных съездов решающее влияние оказала начавшаяся Революция 1905-1907 годов. На четвёртом съезде союза (24 февраля 1905 года) было составлено очередное обращение царю, в котором вносились предложения введения всеобщего и прямого избирательного права, обязательного выкупа части помещичьих земель для «прирезки» их малоземельным крестьянам и «упорядочение» условий аренды. В июле 1905 года состоялся очередной, пятый, съезд союза, на котором было принято историческое решение о создании новой партии, конституционно-демократической, и была сформирована комиссия, которая совместно с комиссией «Союза освобождения» (другой либеральной организации) образовала организационный комитет партии кадетов. После её возникновения «Союз земцев-конституционалистов» прекратил свою деятельность. Правое крыло союза стало ядром «Союза 17 октября».                        Другим политическим движением, поспособствовавшим появлению конституционно-демократической партии был «Союз освобождения», нелегальное политическое объединение либеральной интеллигенции и земских деятелей России. Союз был основан на совещаниях сторонников нелегального журнала «Освобождение», состоявшихся в Шафхаузене (июль 1903 года, Швейцария) и в Харькове (сентябрь 1903 года), а оформился на Учредительном съезде (январь 1904 года, Петербург), приняв Программу и Устав и избрав председателя (земский деятель И.И. Петрункевич) и его заместителя (экономист, общественный деятель Н.Ф. Анненский).                                 Программа союза включала требование установления в России конституционной монархии и проведения всеобщих выборов; призывала к защите «интересов трудящихся масс»; признавала право нации на самоопределение и необходимость частичного наделения крестьян землёй.     Устав объявлял союз «федерацией самоуправляющихся организаций и групп местного, профессионального и смешанного характера», руководимых ежегодно избираемым Советом союза.                                                                        В канун Кровавого воскресения 9 января 1905 года освобожденцы в спешном порядке сформировали единый координирующий центр - Союз Союзов. События, последовавшие за расстрелом мирной демонстрации в Петербурге, поставили на повестку дня вопрос о создании политической партии, которая сплотила бы либералов. Так был дан старт конституционно-демократической партии, Партии народной свободы.                                                         Итак, в октябре 1905 года, на основе объединения двух этих союзов, рождается новая партия, когда Россия, как писал В.И. Ленин «вся приходит в брожение». Её первый Учредительный съезд состоялся с 12 – 18 октября 1905 года в Москве.                                                                                                     Политическая линия конституционно-демократической партии определялась её составом. Больше половины партии кадетов составляли профессора, юристы, публицисты, земские деятели – цвет российской интеллигенции, мечтавшие о преобразовании стран парламентским путём, на основе общечеловеческих ценностей.                                                                Находясь на самом левом фланге либерального лагеря, кадеты, с одной стороны, отмежевались от политических партий и организаций, отстаивавших интересы помещиков и промышленников, а с другой – от левых партий и организаций социалистического характера. Лидеры кадетов считали свою партию внеклассовой, соответствовавшей по своим идеалам «традиционному настроению русской интеллигенции».                                                                  Её окончательное формирование произошло на втором съезде, состоявшемся в январе 1906 года, когда было принято решение о добавлении к основному названию партии – конституционно-демократическая – слов: Партия народной свободы.                                                                            Также, на этом съезде был избран новый состав центрального комитета, внесены изменения в программу и устав.                                         Центральный комитет партии кадетов состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Главными функциями Петербургского отдела были: дальнейшая разработка партийной программы, законопроектов для внесения в государственную думу, руководство думской фракцией. Московский отдел, в основном, занимался организационной агитационной-пропагандистской и издательской деятельностью. В целом же, центральный комитет осуществлял контроль за выполнением решений съезда, конференции, руководил партийным строительством на местах, периодически созывал совещания с представителями губернских комитетов, определял тактическую линию партии.

 

1.3.Основатель партии кадетов.                                                                         Идейным лидером и вдохновителем конституционно-демократический партии был Павел Николаевич Милюков. Он родился в 1859 году в семье архитектора. Будучи студентом историко-филологического университета Московского университета, зарекомендовал себя блестяще и по его окончании работал на кафедре русской истории. Желая получить докторскую степень, он издаёт труд «Государственно хозяйство России и реформы Петра Великого», в котором сделал вывод, о том, что петровские реформы являлись чередой ошибок и привели к вымиранию большой части населения страны. Его исследование было подвержено резкой критике. Милюкову была присуждена не докторская степень, а только магистерская.                                                   За смелые публичные лекции Милюков подвергся репрессии. Лишённый права преподавать в России, он был вынужден уехать в Болгарию, где он стал профессором Высшей школы. Через несколько лет Милюков вернулся в Россию, а через некоторое время оказался в тюрьме за речь на одном из собраний. А после разговора с министром внутренних дел В.К. Плеве его прост о поставили перед выбором: либо ссылка, либо эмиграция. Он выбрал эмиграцию.                                                                                              Лидер будущей кадетской партии был знаком с руководителями всех революционных партий. Он говорил: «Даже Ленин, «сам» Ленин, присматривался тогда ко мне, как к возможному временному попутчику – по пути от «буржуазной» революции к социалистической. По его вызову я виделся с ним в 1903 году в Лондоне в его убогой келье. Наша беседа перешла в спор об осуществимости его темпа предстоящих событий, и спор оказался бесполезный. Ленин всё долбил своё, тяжело шагая по аргументам противника»[3, с. 63].                                                                                        Апрель 1905 года. Милюков возвратился из эмиграции и полностью посвятил себя делу создания либеральной партии. Этот процесс проходил довольно тяжело, так как между земцами помещиками и членами «Союза освобождения» была стена отчуждения и разногласия. И его роль, как объединителя и идейного лидера в преодолении разногласий, была огромной. По складу своего характера он был идеально приспособлен для такой работы. Его единомышленники вспоминали: «Милюков умел внимательно слушать, умел от каждого собеседника подбирать сведения, чёрточки, суждения, из которых слагается общественное настроение или мнение». Он умел находить компромисс, а при необходимости убеждать и понукать сомневающихся. 

 

1.4.Программа новой партии.                                                                            Итак, октябрь 1905 года. В своём выступлении перед делегатами Учредительного съезда, Милюков утверждал, что «наша программа – наиболее левая из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами западной Европы»[3, с. 77]. С этим можно согласиться, если под этим высказыванием подразумевать первый раздел программы, включавший в себя основные права граждан. Сюда же были внесены пункты о равноправии всех российских граждан, без различия пола, вероисповедания и национальности. А было там и положение об отмене всяких ограничений по сословному и национальному признаку. В программе присутствовал пункт о неприкосновенности личности и жилища, а также праве на свободу передвижения, то есть любой гражданин мог свободно выезжать за границу. «Паспортная система упраздняется» - вот так коротко было выражено отношение либеральной интеллигенции к столь привычному для российского человека «паспорту, полицейскому участку и принудительному попечению со стороны старшего дворника»[3, с. 78].                              Был в программе и пункт, касавшийся основ религии. И в это в государстве, где православие было государственной религией! Конституционные демократы выдвинули тезис свободы совести и вероисповедания и провозгласили права на свободу мысли и слова.                             Одним словом, анализируя первый раздел кадетской программы можно сказать, что он являлся своего рода воплощения самых прогрессивных либеральных идей, соединением тех надежд и мечтаний, которыми жили несколько поколений русских либералов.                                                      Когда в январе 1906 года состоялся второй съезд конституционно-демократической партии, тогда был более чётко сформулирован очередной программный пункт о государственном устройстве России: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией»[3, с. 78]. И именно по поводу второй части этого утверждения в либеральных кругах велись особенно жаркие споры. Каким быть российскому парламенту: одно – или двухпалатным? Лидер партии отстаивал однопалатный парламент как наиболее демократический.                                                                          Кадеты были сторонниками разделения власти. В их понимании министры должны быть ответственны перед народным представительством. Но в действительности, министры оставались подотчётными только императору, которым они назначались и смещались.                                            Важным считали кадеты и вопрос о судебной (третьей) ветви власти, так как, во-первых, либералы были сторонниками правового государства; во-вторых, большая часть из них была юристами по роду деятельности.                         Кадеты считали необходимыми отмену «безусловно и навсегда» смертной казни, введение условного осуждения и защиты на предварительном следствии.    Они не хотели разделения империи. Всем народам предлагалось культурно-национальное самоопределение, в частности, права получения начального образования на родном языке, причём только начального. Русский язык должен был иметь статус государственного – быть «языком центральных учреждений, армий и флота».                                                                                  Отдельным пунктом кадетской программы шел вопрос землепользования. Конституционные демократы предлагали увеличить крестьянское землепользование за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель. Камнем преткновения стали частновладельческие земли – главный объект вожделения крестьян. В программе подчёркивалось, что изъятие земель будет осуществляться за вознаграждение «по справедливой», но «не рыночной оценке». Аграрная программа кадетской партии одновременно напугала помещиков и разочаровала крестьян.                                                                                           Если рассматривать и оценивать программу конституционно-демократической партии в целом, то следует отметить, что в ней наиболее полно и ярко были выражены лучшие традиции российского либерализма. Ибо главной целью кадетов было реформирование старой государственной власти, но мягко, без резких решительных потрясений. Они планировали осуществить свою программу легальными, парламентскими методами, хотя и не отвергали возможность политической революции как крайней меры. Политическим идеалом кадетов было правовое государство, построенное по образцу и подобию европейских конституционных государств с большим набором гражданских прав и свобод.                                                                        Кадеты предложили либеральный вариант решения коренных вопросов российской действительности.                                                                                    Они были категорически против революции, а поддерживали только «мирное», конституционное развитие России. Им было свойственно стремление «овладеть революционной стихией», ввести её в русло «закономерной социальной реформы».                                                       До Манифеста 17 октября 1905 года либеральная буржуазия с оговорками, не полностью, а частично, оправдывала и даже сочувствовала революционному движению. Пугая самодержавие революцией, она надеялась получить «конституцию» за счёт народа. Вышедший 17 октября Манифест, по мнению кадетов, являл собой осуществление целей революции, начало «эры парламентского творчества». А после вооружённых восстаний в декабре 1905 года кадеты резко повернули вправо. Они протестовали против «тирании революции», осуждали «безумие вооружённого восстания», тактику «крайних» особенно революционных социал-демократов.     


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!