Митрополит Алексий-Небесный покровитель Самары



Краткая информация о городе. Часовня Св. Алексия. Легенда и современная скульптура Алексия. Скульптура преподобного Сергия Радонежского.

 

Святитель Алексий — Небесный покровитель

«Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен…» — пророчество и благословение Митрополита Алексия о граде Самара.

Будущий митрополит и чудотворец Алексий ( в миру- Елевферий Фёдорович Бяконт) родился в Москве, в семье боярина Федора и его жены Марии. С раннего детства он получил блестящее как богословское, так и светское образование, уже к юности владел несколькими языками и стал одним из самых выдающихся ученых умов для своего времени. Однако, несмотря на незаурядный ум и прекрасные возможности, карьера в миру его совершенно не прельщала. Подобно другому выдающемуся святому подвижнику, Сергию Радонежскому, Алексий с детских лет тянулся к монашескому кресту. Предание гласит, что однажды, нечаянно заснув на ловле птиц силками, он услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков».

В 19 лет Алексий принял монашеский постриг , и примерно до 40 вел совершенно незаметную, но духовно насыщенную монашескую жизнь. Кстати, именно в этот период он в совершенстве выучил греческий язык, с которым познакомился еще в юности. Нельзя не отметить, что в те годы именно монастыри являлись центрами не только духовного просвещения, но и образования. Московский Богоявленский монастырь был его первым университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов.

У монахов-греков и переводчиков Алексий учился языкам, читал и переводил труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он познакомился с военным делом, узнал о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышлял о «Русской Правде» князя Ярослава и русском «правеже», Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского.

Однако, монах был слишком заметной и неординарной для своего времени личностью, чтобы долго оставаться в монастырской тиши. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого Алексий был фактически призван в Москву на государственную службу. Его несомненные таланты дипломата, ученого и лингвиста, а впоследствии-открывшийся дар чудотворца-сослужили огромную службу Руси и не раз спасали Московское княжество, лежавшее под татаро-монгольским игом, от полного уничтожения.

Об огромном авторитете святителя в миру свидетельствует только один эпизод из его жития. Однажды, в интересах церковно-государственных дел, Алексий отправился в Константинополь. По дороге он получил в Орде проезжую грамоту (ярлык) от Тайдулы, жены хана Узбека: сей грамотой свита, обоз и имущество святителя защищались от всех возможных посягательств, «коли к Царьграду пойдет». В столице Византии святитель Алексий провел около года. Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 года. Согласно ей, святитель Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства.

Миссия в Орде

Слава о святителе Алексии широко распространилась, и даже язычники, не знающие Христа, почитали его как чудотворца. Татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю Московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. Святый Алексий исполнился скорби, ибо не думал он, что ему по силам такое дело. Но по просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку. Перед отъездом совершил молебен в Успенском соборе со всем духовенством. Во время молебствования свеча у гроба святого чудотворца Петра зажглась сама собой, и все видели это чудо. И было это добрым знамением святому Алексию что Господь благоволит ему и благословляет его на путь.

Взял с собой святитель Алексий немного воска от той свечи, изготовил малую свечку. И отправился в путь со всем клиром, уповая на милость Божью. Еще до прибытия блаженного Алексия в ханскую столицу царица Тайдула видела сон — увидела она святителя Алексия в архиерейском облачении в сопровождении иереев. И повелела царица приготовить для святого Алексия и священников драгоценные облачения. Вышел хан Джанибек навстречу святителю, встретил его с великой честью. И начал святитель Алексий молебствование, зажегши малую свечку свою от гроба святого Петра, а после продолжительных молитв окропил освященной водой царицу Тандулу, и она тотчас прозрела. Все дивились славному и дивному чуду и восхваляли Бога. Хан Джанибек с великой честью и щедрыми дарами проводил святителя Алексия и его спутников на родину.

Через некоторое время снова пришлось митрополиту Алексию идти в Орду. После смерти Джанибека власть захватил его сын Бердибек, жестокий и кровожадный. Он убил двенадцать братьев, чтобы захватить власть, и готовился идти на Русь. И тогда, но просьбе великого князя Московского, отправился в Орду митрополит Алексий и кроткой и мудрой беседой укротил ханскую ярость.

Митрополит Алексий-Небесный покровитель Самары

На долгом пути в Орду летом 1357 года, спускаясь на судах вниз по Волге, митрополит неоднократно выходил на берег и не только отдыхал и осматривал окрестности, но и уточнял у кочевников место пребывания столицы Золотой Орды, нередко кочующей по Самарскому Заволжью. Одним из таких излюбленных мест остановок ханов было цветущее Уртюпе, получившее свое название от имени круглой, горы Уру-Тюпя, одиноко возвышающейся в окружении рек Сок, Волга и Курума (ныне- Царев курган). Но хана здесь не оказалось. Поэтому , после короткой остановки у родников, испив воды и получив необходимые сведения от гонца Сарайского епископа Иоанна, митрополит благословил дальнейший путь.

Существует поволжское предание, что Святой Алексий навестил православного отшельника (его имя не сохранилось) проживавшего на берегу некогда существовавшего небольшого озера, где впоследствии возникнет городская площадь, названная именем Алексия ( ныне это площадь Революции). Обозрев окрестности, в беседе с пустынником Святитель предрек возникновение здесь русского города со славной судьбой —

«здесь встанет город многолюден и хлебом обилен».

Тогда же Алексий побывал у русских речников, обслуживающих пристань Самар в устье реки Самары.

Построенной часовней отмечено пребывание Алексия на месте будущей Самары, для которой с тех давних пор Святитель и стал небесным покровителем. Древняя деревянная часовня, построенная задолго до возникновения Самары, была заменена каменной, поставленной на берегу Волги в 1832 году «стараниями священника Успенской церкви Степана Макаровича Бельского» и пользовалась особым уважением жителей Самары. Она, подтапливалась наводнениями и на ее стенах ежегодно, отмечался наивысший уровень воды в Волге.

В 80-х годах ХIХ века городской Думой было рассмотрено предложение Петра Владимировича Алабина о постройке » в более изящной форме» новой часовни Святого Алексия. Закладка часовни по проекту архитектора А.А. Щербачева состоялась 15 июля 1888 года. 6 мая 1890 года на часовне был установлен крест, а 1 октября состоялось освящение и открытие для молитвенного посещения.

Имя Алексия было запечатлено в названиях Самарских церквей. Так, бывшая церковь во имя Успения Божей Матери, называлась в народе церковью Алексия митрополита. В мужском Преображенском монастыре находилась церковь во имя Преображения Господня с приделом митрополита Алексия. Но она сгорела в пожаре 1807 года. В 1828 году был построен каменный Успенский храм с приделом Алексия.

В Самарском Покровском Кафедральном соборе тщательно сберегается фреска: «Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец», где святой изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой. Существовали и иные памятники Небесному Покровителю Самарскому. Так в 1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков построенный на пожертвования по подписке и наименованный Алексиевским. Среди жертвователей значилась Государыня Императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II c наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей. В приюте существовала школа, где мальчики «учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды». Царственные особы тогда положили по кирпичу в строящийся в Самаре по проекту архитектора Э.И. Жибера Кафедральный собор. Собор в 1888 году был освящен во имя Воскресения Господня и имел приделы: правый — во имя Иосифа Песнопевца, левый — во имя митрополита Алексия. В Самаре существовало основанное в 1892 году православное братство во имя Святителя Алексия, которое ныне возрождено, как возрождена и Его часовня на берегу Волги у речного вокзала. Там стоит он, изваянный в камне рядом с собеседником и другом преподобным Сергием Радонежским. А из часовни слышится тихое пение: «пели тропарь Алексию, великому заступнику земли русской, державшему кормило не только церкви, но и царства, который щитом веры отражал Орду и умирял князей, руководителя юного Димитрия до славного имени Донского».

Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем Храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в Храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363 — 1389), глубоко почитавший великого Святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в Церкви, близ алтаря.

20 мая 1431 года свод Храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового Храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. В 1485 году мощи Святителя были перенесены в Храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском Соборе в Москве.

Святитель Алексий объединил в себе чрезвычайно разносторонние таланты-священника, богослова, лингвиста, дипломата, чудотворца. Его житие стало, без преувеличения, православным маяком-не только для современников, но и для последующих поколений. Сегодня митрополит Алексий Небесный Покровитель Самары и Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II. В церковных текстах он именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

«На Руси нельзя опираться только на Закон.

Служа Ей, одной рукой надо держать

Право, другой же – Правду».

Алексий – Митрополит Киевский и Всея Руси – Небесный Покровитель Самары

 

Часовня Святителя Алексия

По преданию, ещё задолго до основания Самары, в память благословения города Святителем Алексием, была построена маленькая часовня. Со временем она разрушилась и позднее была возведена уже на другом месте волжского берега (на земле, принадлежащей самарскому мещанину Алексею Чернякину), где была установлена неугасимая лампада. Однако и эта постройка затем отжила свой век. Позднее, заботами священника Успенской церкви, Степана Макаровича Бельского, на берегу реки была построена двухэтажная каменная часовня Святителя Алексия, митрополита Московского в Самаре, которая ежегодно подвергалась разливам Волги. Она не отличалась ни внутренним, ни наружным убранством, поэтому в 1872 году Самарская городская дума постановила перестроить обитель в более приличном виде, на незатопляемом участке Волжского берега[2].

Однако это постановление был воплощено в жизнь только через 16 лет: в 1888 году наконец было решено приступить к перестройке. Проект был разработан архитектором А. А. Щербачёвым. Закладка фундамента торжественно была совершена в день 900-летней годовщины крещения Руси(15 июля 1888 года), а в 1890 году часовня была освящена. Здание было выполнено в русском стиле, характерном для московской архитектуры XVII века, из красного кирпича с белокаменными украшениями и небольшой главкой на восьмигранном шатре. В северной, южной и восточной сторонах часовни были сооружены массивные дубовые двери с зеркальными стёклами. Пол покрывали заграничные прессованные плитки из особой глины. В 1930-х годах часовня была разрушена[2].

По инициативе православного братства в честь святителя Алексия, которое было возрождено в 1993 году, часовня Святителя Алексия, митрополита Московского, в Самаре была построена заново в 1998 году по проекту самарского архитектора А. С. Мелентьева в соответствии с авторским замыслом Александра Щербачёва: за основу для работы были взяты сохранившиеся документы и фотографии. В Москве для нее была заказана икона святителя Алексия. А в июне 1998 года состоялось ее торжественное освящение[3].

Рядом с часовней установлены два памятника, высотой около трёх метров, выполненные из местного жигулевского известняка самарским скульптором Иваном Мельниковым ― митрополиту Московскому и всея Руси Алексию и его другу и соратнику преподобному Сергию Радонежскому. Святой Алексий представлен в облачении митрополита с благословляющим жестом со свитком в руке, на котором запечатлено пророчество об основании Самары[1].

В 2001 году, а именно 2 июня, монумент святому Сергию Радонежскому появился в Самаре. Авторы: Мельников И. (скульптор), Темников А. (архитектор).

Сергий Радонежский изображен в полный рост. Одна его рука покоится на груди, а другая сжимает свиток
Читать полностью на : https://www.rutraveller.ru/place/61759

Краткая информация о городе

Самара, построенная как крепость по указу царя Фёдора Иоанновича в 1586г, впоследствии утратила свои оборонные позиции, но стала торговой столицей.

Именно сюда съезжались купцы на крупные ярмарки — осенью на Соборную, летом Воздвиженскую и Казанскую.

Этот город творческих людей, здесь в разное время жили знаменитые художники И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, В. И. Суриков.

Здесь прошло детство и отрочество Алексея Толстого, сделал первые шаги в литературе Максим Горький.

Самара является центром Поволжского района.

 

История города кратко

В летописях 1361 года впервые было упомянуто о Самаре. Название города произошло или от греческих слов "самар" (торговец) и "ра" (так называлась Волга в древние времена), или от названия одноимённой реки, которая по-тюркски звучит, как «степная река».

 

Несмотря на то, что впервые пристань Самара упоминалась в XIV веке, как и первая отметка её на карте, зафиксированная братьями Пиццигано, официально год образования города считают 1586.

 

Самара это город - крепость и торговые ворота на Восток. На протяжении веков она принадлежала к разным губерниям — Казанской, Астраханской, Симбирской. Её захватывали войска Стеньки Разина, она сама «перешла» на сторону Емельяна Пугачёва.

 

Город с большим историческим прошлым, в советское время носивший имя Куйбышева, сохранил до сегодняшнего времени почти тысячу различных памятников.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 619; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!