Доля сложных и эксклюзивных тем



Сложные темы, в отличие от простых, требуют глубокого понимания происходящего. Например, одному журналисту известие об отставке чиновника ничего не скажет. Другой же сообразит, что речь идет о борьбе конкурирующих бюрократических группировок либо о начавшемся переделе рынка. Потому что другой журналист – в курсе происходящего. Благодаря знанию взаимосвязей он способен извлечь из одного и того же сообщения гораздо больше сведений.

! Часто информация, которую получает журналист, это фрагмент какого-то большого разговора, который ведут между собой ньюсмейкеры. И задача журналиста - восстановить по фрагменту весь разговор или хотя бы часть его.

 

Увеличение доли сложных тем – признак того, что журналист переходит с уровня обычного корреспондента на уровень эксперта. Как ускорить этот переход? Нужно жить той сферой, которую вы освещаете. Когда в свободное время вы читаете профильные сайты и форумы, а на прогулке обдумываете прочитанное, сложные темы начнут сами приходить в голову. Здесь действует одно из определений любви как способность бескорыстно отдавать. Отдавайтесь полностью своей тематике, занимайтесь ею безотносительно к тому, сколько вам в данный момент платят за вашу работу, и очень скоро вы сможете делать то, чего не умеют подавляющее большинство ваших коллег.

Эксклюзивные темы ценятся в редакции гораздо выше общих, которые присутствуют на новостных лентах и известны конкурентам. Регулярно узнавать о чем-то первым – высший пилотаж в журналистике. Идеальный вариант – когда журналист при поиске тем вообще не ориентируется на новостную ленту, а исходит из своей картины происходящего, возникшей после получения информации от своих, опять же эксклюзивных источников.

! Если журналист в состоянии регулярно поставлять в редакцию эксклюзивные темы, ему можно больше ничего не делать. Этого будет достаточно, чтобы платить ему большую зарплату и ценить такого сотрудника больше, чем многих других. Написать текст, как правило, гораздо проще, чем добыть тему, которой ни у кого другого нет.

 

Объем и качество извлекаемой информации

Приведу пример из своей практики. Однажды мне поручили написать текст про особенности жизни в центре Москвы. Вначале я поручил сбор информации четырем стажеркам: попросил их пообщаться с жителями столичного центра и выяснить особенности их быта. Стажерки ходили, общались и принесли банальности, такие как «жить в центре хорошо», но «много людей во дворе ходит, которые здесь не живут». Тогда информацию взялся собирать я. И нашел одну семью, квартира которой граничила с крышей бывшего винзавода, и жильцы ходили загорать на эту крышу. Нашел другую семью, в подвале дома которой был гей-клуб, а на первом этаже – отделение милиции. И милиционеры вместе с жильцами боролись с гей-клубом, потому что в клубе до утра шли дискотеки, не давая никому спать. Нашел третью семью, которая жила в коммуналке в километре от Кремля, потому что соседка-пенсионерка ни в какую не хотела уезжать из комнаты, где она прожила всю жизнь. Все остальные квартиры давно выкупили богачи, и охрана регулярно отказывалась пускать в подъезд жильцов коммуналки: слишком сильно те отличались от остальных соседей. Нашел четвертую семью с арбатского переулка, по соседству с которой живет Алла Пугачева, а раньше жил Георгий Вицин. В результате текст я написал по той информации, что собрал сам, а из шести сданных стажерками страниц в материал вошли три фразы (В центре всех проблем // «Новые Известия». – 2011. – 30 марта.). Хотя перед началом работы мы находились в равных условиях – ни я, ни стажерки этой темой раньше не занимались.

Объем и качество извлекаемой информации у разных журналистов будут отличаться и применительно к теме, как в приведенном выше примере, и применительно к ситуации, в которой оказался журналист. Например, одному журналисту будет достаточно нескольких минут наблюдений, чтобы затем написать репортажный фрагмент, раскрывающий суть и атмосферу происходящего. Другой же из этой сцены не сумеет извлечь ничего или почти ничего. Например, приглашенная на вступительную часть совещания президента Медведева с правительством журналистка одной из московских газет затем написала увлекательный репортаж о двухминутном общении премьер-министра Владимира Путина с другими членами правительства перед началом совещания. Поздоровавшись, Путин выслушал просьбы и тут же выдал рекомендации, решив сразу ряд вопросов. И он, и другие министры произносили лишь по несколько слов, но по ним журналистка смогла понять, о чем идет речь.

То же самое касается эффективности общения с ньюсмейкером, которая измеряется как объемом полученной информации, так и количеством годных к публикации цитат. При общении с одними и теми же людьми в сходных ситуациях результаты часто различаются весьма сильно. Одному журналисту удается подвести собеседника к хорошим фразам, а от другого ньюсмейкер отделывается дежурными банальными ответами.

! Извлечение информации можно сравнить с добычей металла из руды или синтезом бензина из нефти. Чем лучше технология, тем больше полезного вещества можно получить из одного и того же объема сырья. Так и в журналистике: чем выше профессионализм, тем эффективнее можно использовать каждую из ситуаций.

 

КПД использования информации

Аббревиатура КПД (коэффициент полезного действия) взята из физики, где означает долю полезной работы в общих затратах энергии. В журналистике же КПД использования информации – это отношение опубликованной информации к собранной. Профессионал всегда делает минимум движений в своей работе. Начинающие журналисты нередко собирают множество данных, ведут долгие беседы с ньюсмейкерами, а затем в текст из всего этого идет одна цифра и одна реплика. То есть работа, которую можно было бы сделать за несколько минут, делается несколько часов.

Грамотный журналист изначально понимает, какая информация и в каком объеме пойдет в текст, и поэтому не будет тратить усилий на сбор того, что не будет опубликовано. Однако минимизация усилий вовсе не означает поверхностное раскрытие темы. Если журналисту нужно поговорить с десятью людьми и изучить полсотни документов ради того, чтобы доказательно утверждать, что некто что-то украл, это не излишние усилия, а, наоборот, профессиональная и качественная работа. Если бы информации было собрано меньше, утверждать факт кражи было бы нельзя.

! Сбор информации – процесс диалектический. С одной стороны, профессионалу уже вначале понятно, какой будет статья, и какая информация для нее потребуется. С другой стороны, по мере сбора информации появляется новое понимание темы, которое требует иной информации для раскрытия. Кроме того, чем больше информации набирает журналист, тем увереннее он ориентируется в теме и тем весомее его выводы. К тому же гораздо лучше иметь возможность выбрать из нескольких цифр, цитат и историй наиболее яркие и характерные, а не публиковать то единственное, что удалось собрать. Но в то же время такой сбор информации может затянуться до бесконечности, и в какой-то момент журналисту нужно волевым решением это прекратить.

 

Широта контактов

Под широтой контактов подразумеваются три вещи:

- наличие прямых мобильных телефонов ньюсмейкеров,

- личное знакомство с ньюсмейкерами, позволяющее рассчитывать на более глубокое и доверительное общение,

- наличие инсайдеров, готовых предоставлять информацию «для служебного пользования».

Методика работы с источниками информации описана в предыдущей главе. Здесь же следует обратить внимание на градации внутри каждой из категорий. Например, добыть мобильные телефоны оппозиционных активистов очень легко. Обычно они сами указывают номера своих мобильников в пресс-релизах. Сложнее – с мобильниками близких к власти политических лидеров и депутатов Госдумы. Еще сложнее – с чиновниками из исполнительной власти, министрами и начальниками департаментов правительства и управлений администрации президента. Прямых мобильных телефонов российского президента и премьер-министра, скорее всего, ни у кого из журналистов нет. А вот общаться с их помощниками некоторым удается (например, корреспонденты газеты «Ведомости» имели прямой выход на помощника президента Медведева по экономике Аркадия Дворковича).

Личное знакомство также бывает разного уровня. Одно дело, когда вас просто знают по имени и здороваются за руку, и другое, когда ньюсмейкер вам первому позвонит и сообщит о чем-то. Либо при вашем звонке расскажет больше, чем рассказал бы другому, с кем также здоровается за руку. Что же касается инсайдеров, то они различаются и по возможности доступа к интересующей журналиста информации, и по готовности эту информацию сообщать: рассказать о существовании документа, пересказать содержание документа и передать журналисту копию документа – это очень разные вещи.

Скорость написания текстов

Чем профессиональнее журналист, тем быстрее он пишет. Для штатного сотрудника ежедневной газеты два-три часа на полуторастраничную расширенную новостную заметку – это норма. Также норма - писать без черновиков и сразу понимать, какая информация в какую часть текста пойдет. Если текст пишется в одном из рассмотренных в данной книге жанров, то можно использовать представленные здесь шаблоны и композиционные схемы (см. главы 2-7). Тогда написание текста сведется к заполнению матрицы, и вопросы «Какая информация нужна?» и «В каком порядке информацию подавать?» отпадут сами собой.

Особенно четко уровень профессионализма проявляется, когда текст нужно сдать в сжатые сроки. Когда счет идет на минуты, резерва времени нет, и лишнее действие приведет к пропуску дедлайна. Журналист, как проходящий дистанцию спортсмен (бегун или лыжник), должен чувствовать, укладывается ли он в график. Разумеется, при повышении скорости вероятность ошибок также будет возрастать. Но чем быстрее можете вы работать при сохранении приемлемого уровня качества, тем выше ваш профессионализм.

6. Умение писать сложные тексты

Здесь учитывается способность журналиста готовить материалы в сложных журналистских жанрах, таких как большое интервью, специальный репортаж, трендовая статья и портрет. Обычно этими жанрами овладевают уже после того, как освоили более простые жанры, такие как новостная заметка и репортаж. Иногда в редакциях происходит разделение труда: одни журналисты готовят только простые материалы, другие, более квалифицированные – только сложные.

Критерии профессионального уровня здесь – стабильность качества (нередко бывает, что сложные материалы у даже у штатного сотрудника издания получаются через раз), а также скорость. От журналиста требуется быстро вникать в описываемое явление и творчески подходить к его подаче.

! В журналах тексты обычно более сложные, а требования к глубине, эксклюзивности и оригинальности подачи выше, чем в газетах. Поэтому начинать карьеру лучше в газете, а в журнал переходить уже после освоения газетных жанров. Если же начинать с журнала, то велик риск, что неплохие (по газетным меркам) материалы в журнале будут отвергаться, что может вогнать автора в психологический и творческий кризис.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!