Некоторые проблемы эволюции тотемизма



Тотемизм, взятый сам по себе, только как верование, только как определенное убеждение людей, в своей первоначальной форме не может быть назван религией, ибо он не включал в себя веры в сверхъестественное влияние тотема на жизнь и деятельность лю­дей. Но, возникая и формируясь, тотемизм неизбежно обрастал все большим и большим числом магических обрядов. Будучи связанны­ми с тотемным животным, концентрируясь вокруг представления о тотемном животном, эти обряды одновременно были и тотемисти­ческими. Так возникла тотемистическая обрядность, тотемистиче­ский культ. В результате тотемизм оказался неразрывно связан­ным с магическим образом действия и магическим образом мыш­ления, с формирующейся религией. Возникновение магико‑тотемистической обрядности рано или поздно оказало обратное влияние на характер самих тотемистических представлений. Слу­чилось это, вероятно, уже в эпоху родового общества.

Как уже указывалось, важнейшее место в тотемистической об­рядности занимали исполняемые ряженными иод тотемное живот­ное членами коллектива инсценировки как моментов из жизни тотемного животного (тотемистические танцы), так и моментов охоты на него (охотничьи тотемистические пляски). Осмысление этих плясок как действий, имеющих магическое значение, побуж­дало людей исполнять их на каждом тотемистическом празднике, причем в таком же точно виде, как они исполнялись раньше. Пляски эти, таким образом, передавались из поколения в поко­ление, причем каждое поколение передавало их новому, ссылаясь на авторитет предков.

Каждое новое поколение, исполняя тотемистические и охот­ничье‑тотемистические пляски, осознавало, что оно совершает эти ритуальные действия, причем именно в таком, а не в ином виде потому, что именно так поступали их далекие предки. Вместе с тотемистическими обрядами от поколения к поколению передава­лись и вера в тождество, в родство членов человеческого коллек­тива и животных тотемного вида, вера в превращение первых во вторых и обратно путем одевания и сбрасывания шкуры тотем­ного животного.

Все это привело в конце концов к новому осмыслению испол­няемых ряженными под тотемное животное членами коллектива тотемистических и охотничье‑тотемистических плясок. Они стали рассматриваться как сцены из жизни далеких предков, а эти пос­ледние начали представляться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, выступавшие то как люди, то как живот­ные, и, наконец, как существа, бывшие полулюдьми‑полуживотными. Так возникла вера в тотемистических предков.

С появлением веры в тотемистических предков ряженные под тотемное животное исполнители плясок стали рассматриваться как превратившиеся не в тотемных животных, а в тотемистических предков [100]. Это обстоятельство дало толчок к формированию пред­ставления о том, что исполняемые членами коллектива тотемисти­ческие и охотничье‑тотемистические пляски имеют магическое влияние на жизнь и деятельность людей именно в силу того, что исполнители этих плясок в момент их совершения являются не са­мими собой, а тотемистическими предками коллектива. Так тотемистические предки начали постепенно наделяться способностью сверхъестественного влияния на жизнь людей.

С возникновением нового осмысления тотемистических и охот­ничье‑тотемистических плясок передаваемые от поколения к поко­лению объяснения этих обрядов начали постепенно развертывать­ся в более или менее связные повествования о жизни и похожде­ниях тотемистических предков — тотемистические мифы. Возник­шие как описание, объяснение и истолкование тотемистических и охотничье‑тотемистических плясок тотемистические мифы в свою очередь оказали на них обратное влияние. В результате тотемистические обряды этого типа начали постепенно приобретать облик инсценировок тотемистических мифов, драматических иллюстраций к ним.

Вместе с возникновением тотемистической мифологии возникло и представление об особой отдаленной эпохе, во время которой происходили события, описанные в мифах, во время которой жили и действовали мифические тотемистические предки (альчера у арунта, вингара у арабана и т. п.). Мир, каким он был в мифиче­скую эпоху, рассматривался как качественно отличающийся от мира, каким он является в настоящее время. С раздвоением и сознании людей времени на мифическое и реальное произошло и раздвоение мира на мир мифический, существовавший в мифиче­ское время, и мир реальный, действительный, существующий в на­стоящее время.

В результате тотемизм, кроме убеждения в существовании тождества между членами реально существующего человеческого коллектива и животными реально существующего тотемного вида, начал включать в себя веру в существование в какой‑то степени наделенных сверхъестественной, магической силой иллюзорных существ (тотемистических предков) и иллюзорного (мифического) мира [101].

Таким образом, тот путь возникновения представлений о сверхъ­естественных существах и сверхъестественном мире, который был охарактеризован в предшествующей главе, не был единственным. Наряду с возникновением веры в существование таких сверхъес­тественных существ, как демоны вещей и души людей, совсем иным путем возникла вера в существование таких сверхъестест­венных существ, как тотемистические предки. Наряду с раздвое­нием мира в пространстве на мир реальный и мир демонический (мир демонов и душ) произошло его раздвоение и во времени на тот же реальный мир и мир мифический (мир тотемистических предков). Так наряду со знанием о реальном мире возникла вера в существование двух сверхъестественных миров: мифического и демонического, каждый из которых был населен одной из двух ос­новных категорий сверхъестественных существ. Трудно сказать, какое из этих двух представлений возникло раньше. Но это факт, что в течение определенного времени они существовали рядом, не сливаясь. Об этом говорят данные этнографии. У многих наро­дов было зафиксировано проведение довольно строгого различия между двумя типами предков: предками тотемистическими и пред­ками, умершими не в столь отдаленное время (Леви‑Брюль, 1937, стр. 287 сл.; Токарев, 1964, стр. 66—67, 274—276).

В процессе дальнейшего развития грань между этими двумя существовавшими в сознании людей сверхъестественными мирами начала постепенно стираться. Мифический мир все в большей и большей степени стал мыслиться как существующий и в настоя­щее время. Демонический мир все в большей степени стал пред­ставляться и как существовавший в прошлом. Постепенно начала стираться грань между тотемистическими предками и другими категориями сверхъестественных существ. Особенности, которые первоначально мыслились как присущие лишь демонам и душам, начали переноситься и на тотемистических предков, и, обратно, черты, вначале приписывавшиеся лишь тотемистическим предкам, стали распространяться и на другие сверхъестественные существа.

В результате представления о мифическом и демоническом ми­рах начали все в большей и большей степени сливаться в пред­ставление об одном сверхъестественном мире, противостоящем миру реальному. Однако этот процесс, по‑видимому, не получил

в охоте на свое тотемное животное, и которые неизбежно должны были исчезнуть в период полной табуации тотема. О том, что по крайней мере у части племен полной табуации тотема никогда не было, говорят и то­темистические обряды некоторых племен селишей, сущность которых заключалась в обеспечении обилия тотемных животных и удачи охоты на них (Tout, 1905, р. 151—153).

своего завершения к тому времени, когда произошел такой круп­ный сдвиг в развитии религии, как возникновение веры в богов (политеизма).

Возникновение политеизма было связано с разложением родо­вого общества и началом его превращения в классовое. Расслое­ние в обществе, выделение из среды ранее равных членов рода и племени могущественной рабовладельческой аристократии нашло свое иллюзорное отражение в расслоении в сверхъестественном мире, в выделении из «среды» более или менее равных по значе­нию сверхъестественных существ нескольких особо могущест­венных — богов.

Вполне понятно, что отмеченные выше социальные сдвиги по­родили представления о богах не прямо, непосредственно, а обус­ловив соответствующую переработку ранее существовавших рели­гиозных представлений. Последние послужили идеологическим материалом, из которого под влиянием коренного изменения усло­вий жизни людей сформировались представления о богах. Инте­ресно в этой связи отметить, что основной идеологический мате­риал для формирования представлений о богах дал не столько де­монический мир, сколько мифический. В образах богов, причем не только у народов, стоявших на стадии разложения родового общества, но и народов, перешагнувших порог, отделяющий это общество от классового, явственно проступают былые тотемисти­ческие черты (Ш антепи‑де‑ля‑Соссей, 1899,1; К а г а р о в, 1913; Матье, 1956; Лосев, 1957; Н. Никольский, 1959; Токарев, 1964 и др.). В частности, уходит своими корнями к то­темизму и один из самых распространенных культов древнего мира — культ умирающего и воскресающего бога (Богораз‑Тан, 1926, 1928, 1931, 1936).

Генетически восходят к тотемистическому культу многие об­ряды религий древнего мира, а через них и религий более яозднего времени. Так, например, вряд ли могут быть сомнения в том, что такой христианский обряд, как евхаристия, является отдаленным пережитком ритуального поедания тотемного животного. В осо­бенностях первобытных тотемистических праздников находят свою разгадку и многие черты религиозных торжеств классового обще­ства. В частности, такая особенность культов умирающих и воскре­сающих богов, как резкая смена периодов скорби и печали, во вре­мя которых верующие постились и воздерживались от половых отношений, периодами безудержного веселья и разгула, находит свое объяснение в имевшем место в первобытном человеческом стаде чередовании периодов полового воздержания и периодов тотемико‑оргиастических зоофагических праздников.

 

 

1 Подробнее об этом см. наши работы: «В. И. Ленин о тождестве логики, диалектики и теории познания диалектического материализма» (1958д, CTg. 3 сл.) и «В. И. Ленин о творческом характере человеческого познания»

 

1 Кроме того, как совершенно справедливо указывали А. М. Золотарев (19396, стр. 111) и А. П. Окладников (1949, стр. 77), с позиций «мясной»

7 Существование культов коня, свиньи и козла или их пережитков отмечено у многих народов (Те р е щ е н к о, 1848, VII, стр. 3—4; Афа­насьев, 1869, III, стр. 13 сл.; Нагаров, 1918, стр. 41—45; Евреинов,

но сопоставить тот факт, что у некоторых народов Сибири объектом ри­туальной заботы был не череп, а голова медведя (Б. Васильев, 1948, стр. 89—90).

11 Так как периоды полового воздержания предшествовали охоте, то они одновременно являлись и периодами полуголодного существования, в течение которых людям приходилось довольствоваться в основном расти­тельной пищей. В связи с этим возникает вопрос, не являются ли отдален­ными пережитками этих периодов религиозные посты. Как известно, во время последних предписывалось воздержание от животной пищи и от половых отношений.

15 Существование подобного рода обрядов отмечено у ительменов (Крашенинников, 1949, стр. 416, 420), эвенков (Анисимов, 1958а, стр. 50), индейцев Бразилии (С. Иванов, 1934, стр. 94).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!