Проблема места классических неандертальцев в человеческой эволюции и некоторые данные антропологии и археологии



«Наиболее замечательной особенностью людей из пещер горы Кармел,— пишет Я. Я. Рогинский (Рогинский и Левин, 1955, стр. 252),— было сочетание в их строении нескольких резко выраженных основных неандертальских черт со множеством при­знаков человека современного типа. Палестинские неандерталь­цы, таким образом, заслуживают этого наименования лишь с не­которой оговоркой, так как точнее их следовало бы определять как формы, во многом промежуточные между неандертальцами и современными людьми». Ответ на вопрос, между неандерталь­цами какого типа и современными людьми представляют собой промежуточные формы кармелские палеантропы, дает палеантропологический материал.

Близость к западноевропейским неандертальцам типа Ша­пелль обнаруживают не только люди из Табун, которые, как ука­зывалось, возможно, являются локальным вариантом поздних палеантропов. Черты классических неандертальцев имеются и у всех людей из Схул, несомненно являющихся формами, пере­ходными к современному человеку. Это дало возможность Ф. Вейденрейху (Wеidеnrеiсh, 1943а, 1945а, 1947а) сделать заключение, что группа Схул является переходной формой не просто между неандертальцами и современными людьми, а между классическими неандертальцами и людьми современного типа [59]. К такому же выводу пришел и Кобберт (Соbbеrt, 1949, р. 143) . На близость кармелцев к классическим неандертальцам указывал В. Ле Гро Кларк (Clark Le Gros, 1955, p. 69), рассматривавший их как формы, переходные между премустьерским Homo sa­piens и типичными неандертальцами, а также М. Ф. Нестурх (1937,стр. 64).

Т. Мак Коун и А. Кизс, рассматривая вопрос об отношении кармелцев и западноевропейских неандертальцев классического типа, подчеркивают различие между первыми и вторыми. И в то же время они не могут не отметить того поразившего их факта, что «через всю анатомическую структуру людей из пещер горы Кармел проглядывает подоснова из черт, связывающих их с классическими неандертальцами» (1939, р. 16). Все сапиентные черты, пишут они в другом месте (р. 322), кажутся выросшими на этом архаическом фундаменте. Я. Я. Рогинский (Рогин­ский и Левин, 1955, стр. 255) приводит целый ряд интерес­ных данных, которые, как он сам указывает, позволяют прийти к выводу, что кармелским палеантропам предшествовали люди с еще более резко выраженными неандертальскими особенностя­ми. Но людьми с еще более резко выраженными неандертальски­ми особенностями, чем, скажем, Схул VI и IX, могли быть только настоящие классические неандертальцы.

Если рассматривать Тешик‑Таш не как локальный вариант классических неандертальцев, а как форму, переходную к неоант­ропу, то его ближайших предков также нельзя представить себе иначе, кроме как в облике типичных неандертальцев типа Шапелль.

Важно отметить существование у Схул VI и Тешик‑Таш тавродонтизма (Мс Соwnand Keith, 1939, p. 197, 207; Гремяцкий, 1949, стр. 179). Как известно, наличие у классических неан­дертальцев тавродонтизма рассматривается многими антрополо­гами как признак крайней специализации, исключающей воз­можность видеть в них предков современного человека (Гре­мяцкий, 1948; Рогинский, 1949; Vallois, 1954 и др.). Наличие тавродонтизма у форм, признаваемых почти всеми советскими антропологами предками неоантропов, снимает это воз­ражение.

В пользу положения, что именно классические неандерталь­цы, а не какие‑либо другие являются предками позднейших палеантропов и тем самым неоантропов, говорит не только мор­фологический облик неандертальцев типа Схул, но и особенности морфологии человека современного физического типа. Превраще­ние поздних палеантропов в позднейших и затем в неоантропов немыслимо без утери специализированных признаков и возвра­щения утраченных сапиентных особенностей. Последнее же не­возможно без «помолодения» организма. Если классические палеантропы были предками Homo sapiens, то морфологический облик современного человека обязательно должен носить следы «помолодения». И такие следы действительно обнаруживаются. Современный человек в известной степени отличается от своих предков чертами педоморфизма. На абсолютизации такого рода особенностей построена теория фетилизации Л. Болька. Но если сама теория Л. Болька несостоятельна, то факты, которые легли в ее основу, действительно имеют место. Сохранение некоторых эмбриональных и инфантильных особенностей в строении Homo sapiens не подлежит сомнению (П. Иванов, 1928; Я. Рогинский, 1933; Холден, 1935; Гекели, 1937; De Beer, 1948; Нестурх, 1958; Montagy, 1955; Debetz, 1961) [60]. В пользу признания палеантропов типа Шапелль предками Homo sapiens говорит появление на черепах современных людей отдельных черт классических неандертальцев (Яцута, 1935).

С выявлением того факта, что данные морфологии не только не находятся в противоречии с признанием классических неан­дертальцев предками неоантропа, но, наоборот, его подтверждают, противники этого положения все в большей и большей степени стали ссылаться на данные палеонтологии и стратиграфия. В частности, В. Ле Гро Кларк, признавая, что с чисто морфологической точки зрения не может быть возражений против взгляда на классических неандертальцев как на предков современного человека, в то же время заявил, что такое допущение находится в противоречии с палеонтологической последовательностью. Однако это утверждение не соответствует действительности.

Как уже указывалось, классические неандертальцы жили в Вюрме I, т. е. в эпоху, предшествовавшую появлению людей со­временного физического типа. Причем важно отметить, что нет данных, которые свидетельствовали бы о существовании в это время палеантропов, сколько‑нибудь существенно отличных от западноевропейских неандертальцев типа Шапелль. Все неандер­тальцы, жившие в этот период, являются специализированными. Все известные находки неспециализированных неандертальских форм либо датируются миндель‑риссом, риссом, рисс‑вюрмом и относятся к группе ранних палеантропов, либо датируются пер­вым интерстадиалом вюрма и относятся к позднейшим палеантропам. Эти данные полностью подтверждают сделанный нами выше вывод о том, что в развитии палеантропов не могло быть и не было двух ветвей — «консервативной» и «прогрессивной».

Полностью в пользу признания классических неандертальцев предками современного человека свидетельствуют данные архео­логии. Как отмечалось, все палеантропы типа Шапелль были свя­заны с позднемустьерской индустрией, являющейся связующим звеном между поздним ашелем — ранним мустье, с одной сторо­ны, и финальным мустье — с другой. Но археология располагает и прямыми доказательствами того, что палеантропы типа Ша­пелль трансформировались в неоантропов.

Как совершенно справедливо указывал Г. Ф. Дебец (1950), если исходить из предположения, что в одной области люди позд­него палеолита являются потомками предшествовавших им не­андертальцев, а в другой области не являются, то следует ожи­дать, что характер перехода от раннего палеолита к позднему в этих областях будет различным. В первом случае между мустьерской и позднепалеолитической культурами должна существовать глубокая преемственность, во втором — такая связь должна от­сутствовать. В частности, если согласиться с тем, что развитие классических неандертальцев Западной Европы не завершилось возникновением неоантропа, что позднепалеолитическая индуст­рия на этой территории не возникла из предшествовавшей мустьерской, а была привнесена пришедшими извне людьми современ­ного физического типа, то следует ожидать отсутствия следов превращения мустьерской техники в позднепалеолитическую, отсутствия стоянок, относящихся к финальному мустье,— эпохе перехода от раннего палеолита к позднехму.

Однако археологический материал опровергает такое предпо­ложение. Во Франции давно уже известны стоянки (Абри Оди, Лa Верриер и др.), кремневый инвентарь которых, сохраняя особенности, присущие инвентарю западноевропейских позднемустьерских стоянок, обнаруживает в то же время черты позднепалеолитической техники (Hrdlicka, 1929, р. 604; Бонч‑Осмоловский, 1928, стр. 182; 1930; Ефименко, 1953, стр. 261, 323). Подобного же рода инвентарь встречается и в гротах Испа­нии. К этому можно добавить, что широкое распространение на территории Западной Европы имеют поздненалеолитические стоянки (Шаттельперрон, Орэ, Гаргас, Рош‑о‑Лу, Жермолль, навес в Комб‑Капелль и др.), в инвентаре которых новые виды орудий сочетаются с пережиточно сохраняющимися мустьерскими формами (Ефименко, 1953, стр. 261, 332 и сл.; Vallois, 1954, р. 117‑118).

Известны и такие памятники, как Фестон и Истюриц, в позднемустьерских слоях которых отмечено постепенное появление позднепалеолитических орудий, а в позднепалеолитических — длительное бытование мустьерских (Григорьев, 1963).

Убедительные доказательства существования глубокой преем­ственной связи между мустье и поздним палеолитом Франции приведены были в последнее время в работах Ф. Борда (Вordеs, 1960, 1961). На основании приведенных им многочисленных фак­тов последний пришел к выводу, что классические неандерталь­цы являются предками позднепалеолитического населения За­падной Европы (1961, р. 810).

Свидетельством происходившего на территории Западной Ев­ропы процесса превращения палеантропа в неоантропа является наличие у человека современного физического типа, найденного под навесом Комб‑Капелль в раннеориньякском слое, содержащем пережиточные мустьерские формы орудий, некоторых пережиточно сохранившихся типично неандертальских черт (Vallois, 1954, р. 117‑118).

Заслуживает внимания и такой твердо установленный антро­пологической наукой факт, как сходство по значительному коли­честву признаков современных европейцев, классических неан­дертальцев и предшествовавших последним европейских неан­дертальцев типа Эрингсдорф (Рогинский, 1949, стр. 39—41; Дебец, 1957, стр. 19; Якимов, 1957а, стр. 152).

Все эти факты вместе взятые, по нашему мнению, в достаточ­ной степени опровергают положение о том, что неоантропы За­падной Европы являются не потомками неандертальского населе­ния этой области, а пришельцами с внеевропейских территорий. Несостоятельность «теории вторжения» была в свое время доста­точно убедительно раскрыта А. Грдличкой (Hrdlicka, 1929, p. 604—605). Вторжением в Западную Европу возникших за ее пределами неоантропов многие антропологи пытались объяснить ту быстроту, с которой произошла на этой территории смена не­андертальцев людьми современного физического типа. Однако быстрая смена неандертальцев пришедшими извне неоантропами могла произойти лишь при том условии, если бы неоантропы вторглись в Европу огромными организованными массами и истребили бы физически ее коренное население. Допущение су­ществования у ранних неоантропов организации, охватывавшей большую массу людей, является совершенно несерьезным. Даже если бы переселение людей современного типа в занятую классическими неандертальцами Западную Европу действительно имело место, то оно могло происходить лишь путем постепенного проникновения отдельных не связанных друг с другом групп неоантропов в область обитания неандертальцев. Вполне понятно, что такое проникновение не могло бы иметь своим следствием быструю смену коренного населения пришедшими извне неоан­тропами. Теория переселения не способна, таким образом, объяс­нить даже те факты, для объяснения которых она была соз­дана.

Еще более наглядным опровержением взгляда на классиче­ских неандертальцев как на боковую, тупиковую ветвь в разви­тии палеантропов являются данные по археологии и антропологии Крыма. На территории Крыма обнаружены памятники, относя­щиеся ко всем стадиям развития каменной индустрии второй по­ловины раннего палеолита: поздний ашель — раннее мустье пред­ставлены нижним горизонтом Киик‑Кобы, позднее мустье — верх­ним горизонтом Киик‑Кобы, нижним слоем Волчьего грота (Ба­дер, 1940а, 19406), а также, вероятно, нижним горизонтом Аджи‑ Кобы (Трусова, 1940); финальное мустье — Чокурчей, Шайтан‑Кобой, Чаграк‑Кобой, Старосельем, Бахчисарайской стоян­кой, Навесом в Холодной'балке.

Уже само по себе наличие в Крыму большого числа финальномустьерских стоянок, обнаруживающих теснейшую связь с предшествовавшими им позднемустьерскими, достаточно убеди­тельно свидетельствует о том, что на этой территории шел про­цесс трансформации неандертальцев в Homo sapiens. Старосель­ская находка подтверждает правильность этого положения.

О том, что представляли собой палеантропы, жившие в пред­шествовавшую финальному мустье позднемустьерскую эпоху и являвшиеся предками позднейших палеантропов и тем самым неоантропов, достаточно красноречиво говорит морфологический облик человека из Киик‑Кобы. Открытие на одной территории в непосредственной близости друг к другу классического специализированного неандертальца из Киик‑Кобы, датируемого позд­ним мустье, и относимого к финальному мустье ребенка из Староселья, стоящего на грани превращения в неоантропа, служит наглядным подтверждением правильности положения о том, что именно классические, а не какие‑либо другие неандертальцы дали начало людям современного физического типа.

Сказанное выше, на наш взгляд, в достаточной степени под­тверждает вывод о том, что неандертальцы типа Эрингсдорф‑ Сванскомб‑Нгандонг (ранние палеантропы), неандертальцы типа Шапелль‑Шанидар (поздние палеантропы) и неандертальцы типа Схул (позднейшие палеантропы) являются тремя последо­вательно сменившимися стадиями в развитии людей неандерталь­ского типа — палеантропов.

Данные, свидетельствующие в пользу признания классических неандертальцев предками Homo sapiens, столь многочисленны, что этот взгляд, одно время почти полностью оставленный уче­ными, начинает в последние годы снова завоевывать сторонников. Вслед за опубликованной в 1960 г. нашей статьей «О месте „классических“ неандертальцев в человеческой эволюции» появились работы американского антрополога К. Л. Брейса (Brace, 1962, 1964).

Отстаиваемый в них взгляд на классических неандерталь­цев как на предков людей современного физического типа встре­тил поддержку со стороны ряда зарубежных ученых (Agоgino, 1964; Tobias, 1964; Мuller‑Beck, 1964).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!