Казанский собор. Подкупольное пространство



 

Казанский собор. Фрагменты подкупольной мозаики пола

Не только подкупольная часть собора, но и весь пол собора украшает каменная мозаика, выполненная из карельских камней: тивдийского, рускеальского, черного аспидного сланца и шокшинского порфира. Узор мозаики пола в нефах напоминает узор потолочной композиций: восьми и четырехгранные рисунки плит (потолок украшен шестиугольными фрагментами.)

Неф Казанского собора. Фрагмент мозаики

Три нефа собора ведут к трем алтарям, отделенным от остального интерьера солеей. Как и в Исаакиевском соборе, ее ступени отделаны шокшинским порфиром. Памятные доски в честь Павла I и Александра I также изготовлены из шокшинского кварцита.

Казанский собор. Центральный неф

Казанский собор. Алтарь. Царские Врата

       Знаменитый вологодский мастер Самсон Суханов вытесал и рускеальского мрамора царское место и кафедру. Из рускеальского мрамора также изготовлены головы херувимов, украшающих резной фриз, установленный на пилоне из тивдийского мрамора. Ювенский мрамор с ярко выраженными серо-черными полосами подчеркивает возвышение кафедры. Рамы для икон изготовлены из тивдийского мрамора.

Казанский собор. Царское место. Резьба по камню выполнена Самсоном Сухановым

Лестница и середина пола колоннады выполнены из гранита рапакиви. Уникальна вентиляционная система собора, созданная без специальных технических сооружений. Естественная вентиляция собора обеспечивается за счет небольших прорезей в стенах, форма и длина вентиляционных каналов была рассчитана талантливыми инженерами.

Московский купеческий, доходный дом МКБ (1901-1902) – первое сооружение в стиле модерн на Невском проспекте. Архитектор Л.Н. Бенуа применил оригинальное архитектурное решение. Впервые в строительстве Санкт-Петербурга появляются трехгранные стеклянные эркеры. Архитектор предпочел сдержанные, но эффектные цветовые сочетания фасада. Нижние этажи облицованы валаамским гранитом. Темно-красный камень нарядно контрастирует нежно-зеленым цветом стен. Но даже обилие декора не затмевает природную яркость карельского гранита.

Московский купеческий банк (флигели) . Доходный дом МКБ. Невский пр., 46

 

Михайловский замок (1797-1800) -  уникальный памятник архитектуры, завершивший дворцовое строительство XVIII века. Интересен архитектурный облик здания, наполовину похожий на оборонительное сооружение, наполовину на жилой замок. Различно архитектурное решение фасадов, разнообразна декоративная отделка. И вновь важную роль в придании парадного и изящного облика сыграли карельские материалы: тивдийский и рускеальский мраморы, сердобольский гранит и рапакиви, а также темно-красный шокшинский порфир. Обилие природных камней, задействованных при строительстве Михайловского замка, сделали его самым дорогостоящим объектом XVIII века.

Михайловский замок. Южный фасад

Михайловский замок. Северный фасад

Михайловский замок. Фрагменты экстерьера

По велению владельца Михайловского замка императора Павла I у южного фасада здания был установлен еще один конный памятник Петру Великому(1747) скульптора Б. Растрелли. Павел I желал воздвигнуть монумент в честь прадеда в качестве вызова Медному всаднику, созданному по указу его матери – Екатерины II. Пьедестал памятника Петру I у входа в Михайловский замок отделан карельскими материалами: тивдийским и рускеальским мраморами, а также сердобольским и финским гранитами. Каменный декор постамента обрамляет бронзовые композиции, прославляющие грандиозные победы первого императора России. Тем не менее, несмотря на высокую художественную ценность произведения Б. Растрелли, данный памятник не так знаменит, как один из главных символов Петербурга – Медный всадник.

Памятник Петру I у Михайловского замка

Одним из главных украшений Дворцовой набережной Петербурга можно с уверенностью назвать Мраморный дворец (1768 - 1785). Одна из драгоценностей Северной столицы была возведена по указу Екатерины II для ее верного сподвижника - генгерал-фельдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова. Во второй половине XVIII века возрос интерес горожан к геологии. Целые залы и кабинеты во дворцах и особняка знати посвящались коллекциям редких и дорогостоящих материалов. Сама великая императрица интересовалась ценными породами, совместно с архитектором А. Ринальди, воплотив свое увлечение в облике целого дворца! В отделке Мраморного дворца были использованы преимущественно отечественные сорта мрамора, открытые во второй половине XVIII века на территориях, прилегающих к Ладожскому и Онежским озерам. Розово-сиреневый тивдийский мрамор украсил часовую башню дворца, аттик и пилястры двух верхних этажей дворца. Рускеальский мрамор – наличники окон. Фактурная поверхность выборгского розового гранита рапакиви подчеркнула цокольную часть здания, подобно парадному постаменту.

Мраморный дворец

Карельские мраморы и другие сорта камня также использованы для отделки декоративного убранства дворца – в парадной лестнице и «Мраморном зале».

Необычная для XVIII века монохромность парадной лестницы совсем не кажется сдержанной. Напротив, яркий контраст полосчатых каменных деталей придают парадной лестнице ни с чем не сравнимый колорит. Интересная, нехарактерная для XVIII века планировка парадной лестницы придает ей особое очарование. Лестничные пролеты устремляются к третьему этажу. Архитектурную композицию венчает шатровый потолок, украшенный панно на тему «Суд Париса» кисти И. Криста. Барочные окна овальной формы - эффектное архитектурное и декоративное решение парадной лестницы, а также дополнительный источник света. Данное композиционное решение представляет особый интерес: объединение функций парадного вестибюля и лестницы в одной помещении, противопоставление открытого и закрытого пространства, света и тени, а также разных оттенков цвета одного материала.

Интересные для XVIII века темные облицовочные камни привлекают внимание. То взгляд отмечает тягучесть и плавность линий, то резкую угловатость цветовых контрастов. Распил камня напрямую влияет на характер рисунка. Для облицовки стен парадной лестницы был избран ювенский мрамор. Скульптурные аллегории «Утро» (автор - Ф. Шубин), «День», «Вечер», «Ночь» (автор - Ф. Шубин) выполнены из белоснежного итальянского мрамора, контрастирующего с темными стенами, лестничными пролетами и перекрытиями.

Не потому ли, несмотря на монохромность и некоторую строгость и сдержанность облика, единство скульптурного и архитектурного убранства впечатляет своей гармонией, неповторимым стилем и элегантной эффектностью.

Мраморный дворец. Парадная лестница

Перед входом в Мраморный зал находится Овальная проходная комната. По периметру помещение украшено 8 полированными колоннами из сердобольского гранита.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!