Доходный дом М.И. Вавельберга. Невсикй пр., 7-9. Фасад со стороны Малой Морской улицы.



Доходный дом М.И. Вавельберга. Невсикй пр., 7-9. Фасад со стороны Невского проспекта

Доходный дом М.И. Вавельберга. Невсикй пр., 7-9. Фрагменты декора

Александрийский столп – композиционный центр Дворцовой площади и самая высокая (47,5 м) триумфальная колонна в мире. По указу императора Николая I французский архитектор Огюст Монферран возвел величественный памятник, посвященный победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Символична и значима дата возведения – 30 августа (11 сентября по новому стилю) – день Александра Невского. Примечательно, что у ангела, венчающего колонну, портретные черты Александра I, но сам памятник прежде всего ассоциируется с небесным защитником Санкт-Петербурга. Ангел словно застыл между небом и землей. Он принадлежит земле, опираясь на гранитный столп, но крест, которым он благословляет город – небу.

Гранитное основание весит 612 тонн и держится вертикально только за счет собственной силы тяжести. Очевидцы, наблюдавшие доставку обтесанной колонны в Санкт-Петербург, утверждали: как только колонна была спущена на землю, они почувствовали земной толчок, как будто земля содрогнулась. В день открытия Александровского колонны Российский Император Николай I обратился к архитектору со словами: «Монферран, Вы себя обессмертили».

Дворцовая площадь. Александрийский столп

Анланты портика Нового Эрмитажа – шедевр отечественного скульптора А.И. Теребенева. 10 могучих мужских фигур, воплощающий в себе силу, героизм, стойкость. Нет, они не согнулись под неизмеримой тяжестью – они несут свою ношу с достоинством и непоколебимостью. Пропорции идеальны. Все мускулы напряжены. Несмотря на мощь, заключенную и могучих фигурах, в прекрасных и мужественных лицах атлантов читается одухотворенность.

       Чувство меры, пластичность, выразительность и гармония проступают сквозь прочный, трудно поддающийся резцу сердобольский гранит. Скульпторы под руководством А.И. Теребенева высекали из монолитных гранитных блоков силуэты будущих шедевров, последние штрихи всегда наносил сам А.И. Теребенев. Николай I высоко оценил работу мастера – помимо денежного вознаграждения даровал выдающемуся скульптору бриллиантовый перстень.

Атланты Нового Эрмитажа. За полосчатый рисунок жители Санкт-Петербурга шутливо прозвали одного из атлантов «матросом».

Казанский Кафедральный собор Санкт-Петербурга спроектировал русский архитектор А.Н. Воронихин, над возведением собора работали исключительно отечественные мастера. Казанский собор был задуман как главный собор Санкт-Петербурга, столицы Российской Империи, а значит, должен был стать главной православной святыней страны. По этой причине можно проследить идейную значимость выбора не только русских мастеров, но и исключительно отечественных камней для создания архитектурного шедевра Северной столицы.

Собор построен в стиле высокого классицизма. Совершенство пропорций, линий, устремляющиеся ввысь колонны, грандиозный купол подчеркивают славу и величие столицы Российской Империи. Несмотря не строгий облик монументальной архитектуры, снаружи собор обильно декорирован. Существенную роль в создании архитектурного облика Казанского собора сыграли карельские камни. До XVIII века природные камни служили чисто утилитарным целям. Карельские камни использовали для печного отопления, облицовки цоколей домов. Из карельских камней изготавливали базы и стилобаты колонн, ограды, наличники окон, ступени и перила лестниц. И даже до конца XIX века каменное убранство Санкт-Петербурга оставалось достаточно скромным. И по сей день Казанский собор выделяется на фоне остальных зданий Невского проспекта. Отказавшись от иностранных мраморов, А.Н. Воронихин обратил внимание на необычные и редкие виды карельских пород, например, аспидный сланец с берегов Онежского озера.

Из массивных блоков сердобольского гранита (некоторые блоки в поперечнике достигают 1х2 метра) возведен цоколь Казанского собора. Из сердобольского гранита также изготовлены постаменты в форме кубов, декорированных орнаментом – меандром. Постаменты помещены с обеих сторон колоннад в качестве основания для статуй архангелов Михаила и Гавриила работы скульптора И.П. Мартоса. Согласно изначальному плану, статуи планировалось отлить в бронзе, временные модели из алебастра украшали Казанский собор до 1824 года, пока не обветшали.

У проездов колоннады и портиков собора установлены тумбы из мрамора. Такие тумбы, изготовленные из камня и или металла (чаще всего чугуна) огораживали подъезды и вход в собор от колес транспортных средства.

       Пройдя в собор через западный портал, посетитель оказывается в трехнефном зале, украшенным рядами колонн из полированного розового гранита рапакиви. Месторождение данного сорта гранита было открыто в 1804 году в восточной части о-ва Монрепо, карьере «Саанлахти». Вытесанные блоки гранита для обработки доставляли на специальных кораблях в Петербург. 340 каменотесов обработали и отполировали 56 колонн высотой 10,8 метров.

Казанский собор. Интерьер

Карельские породы украсили и существенно дополнили гармоничный образ интерьера Казанского собора. Во внутренней отделке использованы тивдийский, рускеальский и ювенский мраморы, розовый гранит рапакиви и сердобольский гранит, а также редкие и трудные в обработке аспидный сланец и шокшинский порфир.

Высокий уровень исполнения резных деталей, сочетания различных цветов и фактур камней создает впечатляющий ансамбль. Примером мастерства отечественных мастеров является великолепная мозаика в центре собора, в его подкупольной части.

Подкупольная мозаика пола набрана из тивдийского, черного аспидного сланца и шокшинского порфира. По периметру мозаичного круга выложен орнамент-меандр. Концентрические окружности в основе композиции мозаики пересечены устремленными к центру линиями. С помощью линейной перспективы создается иллюзия объема. Центр мозаики в форме восьмилучевой звезды выполнен из тивдийского мрамора и аспидного сланца, в самом сердце композиции – круг из гранита рапакиви. Внимательный взгляд заметит неравномерность пола – некоторые фрагменты мозаики заметно выступают на фоне остальных. Таким образом, можно судить о твердости различных карельских камней. Более всех сохранились фрагменты из шокшинского кварцита – самого твердого камня.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!