Исаакиевский собор. Колоннада



Краски Карелии в архитектурной палитре Санкт-Петербурга

Парадное звучание помпезного и одновременно элегантного архитектурного облика Санкт-Петербурга подчеркнуто уникальными памятниками, гордо возвышающимися над историческим центом Северной столицы, как доказательство ее неповторимой красоты и самодержавного величия. Основанный в 1703 году, Санкт-Петербург уже в 1712 году стал столицей будущей Российской Империи. В 1714 году Петр I издал указ: «Понеже здесь каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков того дела трудно и за довольную цену, того ради запрещается во всем государстве на несколько лет всякое каменное строение, какого б имяни ни было, под разрешением всего имения и ссылкою». В этом же году был издан указ о натуральном налоге в виде булыжников, взимаемых с прибывающих в Петербург. Размер налога зависел от вида транспорта. Основатель города приостановил каменное строительство во всех российских городах для скорейшего строительства и развития Санкт-Петербурга в виде блистательной европейской столицы. Камень не только является наиболее прочным и износостойким материалом, устойчивым к пожарам, но также показателем высокого статуса города и владельцев зданий. Налог просуществовал до 1776 года и был отменен уже Императрицей Екатериной Великой.

В течение своего правления Екатерина II стремилась подчеркнуть, что она являлась последовательницей великих дел Петра I. Главный символ Санкт-Петербурга – Медный Всадник (1768-1782), был воздвигнут по ее указу. Победоносный Император Петр I устремляется вперед, отталкиваясь от знаменитого «Гром-камня», обтесанного в форме высокой волны. Гранитный мегалит, выбранный для создания композиции памятника, был найден под Санкт-Петербургом и изначально весил около 2000 тонн, котлован на месте вырытого камня оказался настолько большим, что со временем на его месте образовался пруд, названный в честь Петра I.

Распространено мнение, что гранитный постамент в форме покоренной Петром волны Балтийского моря выполнен из сорта рапакиви, однако природа данного гранита не до конца известна, и аналогов в мире этому мегалиту пока не найдено. Если памятник будет нуждаться в реставрации, заплаты на постаменте будут заметно выделяться на особенном редком оттенке цвета данного сорта гранита. Данная особенность камня придает общей композиции особенную уникальность.

В поэме «Медный всадник» А. Пушкин воспел «береговой гранит» набережных Невы. Строгая и величавая ограда главной реки города восхищает и многих современников. Изящный рисунок и колорит камня рапакиви, из которого изготовлен парапет, неповторим во всем мире.

Великолепным примером применения карельского камня в Северной столице является одна из высотных доминант Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор(1818-1858). Названный в честь небесного покровителя основателя города Петра I Исаакия Далматского, собор был задуман как главный православный храм Российской Империи.

Исаакиевский собор является архитектурным памятником мирового значения. Четвертый в мире по величине собор (после собора Святого Петра в Ватикане, собора Святого Павла в Лондоне и собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции) – самое «тяжелое» здание Санкт-Петербурга. Его вес превышает 300 000 тонн. Величественный символ Санкт-Петербурга украшают 112 монолитных колонн из питерлакского гранита рапакиви весом от 64 до 114 тонн. В отделке Исаакиевского собора были использованы ценнейшие цветные камни. Стены толщиной до 5 метров облицованы особым видом мрамора из Карелии – рускеальским. Разнообразие оттенков от серо-голубого, бледно-розового до лиловато-красного создает особенный колорит всего архитектурного памятника, обогащая цветовую палитру города. В декоре фасада присутствуют другие виды карельских мраморов – тивдийский (наличники) и ювенский( фриз, колонны, пилястры,).

В интерьерном убранстве из тивдийского мрамора выполнены астрагал фриза, каннелированные колонны коринфского ордера, центральная часть пола собора в форме розаса. В обрамлении стен также использованы соломенская брекчия и аспидный сланец. Карельские породы славятся эффектной цветовой палитрой. Так, помимо тивдийского мрамора, пол собора украшает мозаика из рускеальского мрамора, разные оттенки которого позволили создать эффектный «шахматный» рисунок. В отделке интерьера собора использован шокшинский порфир, из которого изготовлен саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже. Насыщенный темно-красный цвет порфира подчеркнул пространство солеи (пола между иконостасом и балюстрадой), периметру увенчал богатое каменное убранство интерьера собора.

Исаакиевский собор. Колоннада

Исаакиевский собор. Интерьер

Исаакиевский собор. Деталь интерьера

Скульптор А. Фиолетти украсил южную часть собора бюстом Огюста Монферрана, его учителя и создателя Исаакиевского собора. Работа приковывает взгляд зрителя своим исполнением – талантливый мастер употребил те породы камня, которые были использованы для создания Исаакиевского собора, в том числе карельские: тивдийский мрамор в качестве парадного постамента, из аспидного сланца изготовлен воротник мундира архитектора, из шокшинского кварцита исполнен плащ и декорировка орденов.

Шокшинский порфир, а также сердобольский гранит (из которого высечены знаменитые Атланты, держащие своды Нового Эрмитажа), украшают пьедестал памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Самый продолжительный период строительства Исаакиевского собора пришелся на период правления Николая I, в том числе торжественная церемония установки первой колонны Исаакиевского собора в 1837 году.

При Николае I в 1845 году в начале Конногвардейского бульвара архитектор К.И. Росси установил две колонны, увенчанные бронзовыми статуями крылатой богини победы Ники. Колонны изготовлены из карельского материала - сердобольского гранита.

Особняк П.Н. Демидова, перестроенный в 1835-1840-х гг. архитектором О. Монферраном для нового владельца бывшего особняка семьи Эссенов – П.Н. Демидова, привлекает изысканной отделкой фасада. К середине XIX века возрос интерес к неостилям, и новый владелец здания – граф П.Н. Демидов, отдал предпочтению стилю необарокко. Цоколь облицован полированным сердобольским гранитом.

П.Н. Демидов поставлял малахит для Исаакиевского собора. Владельца заводов на Урале и О. Монферрана связывали не только деловые, но и дружеские отношения. Известно, что О. Монферран присутствовал свидетелем на свадьбе Павла Николаевича со знатной петербуржской красавицей – Авророй Шернваль.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!