Особенности представлений о Тартарии



В XVIII веке термин Тартария не обладал универсальным значением, различными были и его транслитерация, и содержание, и описываемое географическое пространство. Энциклопедические описания того времени, включая относительно подробный анализ Висделу, оставались довольно размытыми. Согласно С. Горшениной, термин имел различное содержание: этнографическое, регионалистское и политическое. Эти аспекты сосуществовали в картографии, исторических или философских описаниях[86]. Общий термин Тартария не исчез, однако в XVIII веке количество «тартарских» этнонимов Центральной Азии уменьшилось; в России Тартария постепенно заменялась Татарией. Согласно С. Горшениной, западные тартары были хуже изучены, чем восточные тартары (маньчжуры)[87].

Тартария как этнографический термин имел два аспекта. С одной стороны, этноним относился к различным народам, населявшим Монгольскую империю и её окрестности, в том смысле, в котором его понимали от Марко Поло и Плано Карпини до Клода Висделу. Разнообразию «тартарской» терминологии способствовали исследования иезуитов и русских путешественников, а также политические факторы — возникновение сфер влияния между Россией и Китаем. В европейской и российской картографии «подлинные» тартары (то есть монголы) противопоставлялись всем остальным, завоёванным или ассимилированным народам[К 11]. Сохранялось и негативное представление о тартарах как о далёком враге, вызывавшем ассоциации с Сатаной, Гогом и Магогом, потерянными евреями и Антихристом; у тартар не было точной географической локализации или этнической идентичности[88]. К этнографическим описаниям можно отнести исследования фон Страленберга, Дюальда, работы российских учёных Татищева и Рычкова.

Фон Страленберг указывал, что Тартарией называют высокогорную и труднодоступную страну на севере, населяемую варварскими и языческими народами. Опираясь в основном на сведения, почерпнутые в Западной Сибири, фон Страленберг составил подробную классификацию татарских народов; учёный выделял шесть различных групп татар. С точки зрения Страленберга, Южная Сибирь не является Великой Татарией, которая располагается южнее — к востоку от Каспийского моря, её населяют узбеки, кергезы (которых следует отличать от киргизов), каракалпаки и другие. Малая Тартария включает народы буджаков, малых ногаев, народы Крыма, Кубани, Дагестана, Черкесии; они зависимы от Персии, турок или России[89].

С другой перспективы, из Китая, Дюальд предложил различать четыре «вида» тартар: восточные тартары, живущие недалеко от Китайской стены, вдоль реки Амур и около Японского моря; западные или «вонючие» тартары (отношение Дюальда к миру «варваров» было более негативным, чем у Страленберга) — калмуки и другие народы; тартары-мусульмане — их язык напоминает язык узбеков, а не монголов; тартары под властью Московии, позднее описанные Пейсонелем[90]:

Тюрки, народ Тартар, пришедший из Великой Северной Тартарии со стороны Оби, обитали за пределами Малой Тартарии, между Днепром и Доном, откуда пришли тартарские народы — ногайцы…, узы или мадьяры, судя по внешнему виду, из той же страны, что и тюрки..

По мере приближения к центру независимой Тартарии, описания становились всё более расплывчатыми. Англичанин Брайан Эдвардс отмечал, что тартары, проживающие между Черным и Каспийскими морями, состоят из трех племен: терекменов, кумыков и ногайцев. Российские учёные Василий Татищев и Петр Рычков отмечали, что обитатели Хивы и Бухары, Ташкента или Туркестана являются мусульманами, но надёжных сведений о них нет[91].

Региональные описания представлены на картах XVI и XVII веков вплоть до начала XVIII века. Географическая протяжённость зачастую подчёркивалась с помощью эпитета «Большая» или «Великая» (Magna). Начиная с последней трети XVII века на французских картах закрепляется название Grande Tartarie, на английских — Great Tartaria, на немецких — Tartareij. Русский географ Василий Татищев противопоставлял степной мир Великой Тартарии Малой Тартарии (Крым и оседлые страны Туркестана). Как и граница между Европой и Азией, местоположение Тартарии в целом оставалось предельно размытым, тем самым образ Тартарии сохранял связи с Гогом и Магогом. Тартарию помещали в разных направлениях, даже на западе, вплоть до региона западнее Урала, что явно противоречило карте Фра Мауро XVI века. Граница Тартарии по Днепру, приближающая Тартарию к Европе, заметна на карте Йодокуса Хондикуса (1606)[92]. Пейсонель (1765), отождествляя Великую Тартарию и Азиатскую Скифию, писал[93]:

Определённая Жюстином, [… простирается] от Рифейских гор до реки Галис; её границы должны включать все страны между Каспийским морем и Чёрным морем, всё, что к северу от этих двух морей, то есть страны, орошаемые Волгой, которую в древности называли Ра,[…] Донцом — подлинным Танаисом; Доном, прозванным в древности Танаисом […], Борисфеном [(Днепр)]… .

Другие картографы, прежде всего Франсуа де Бельфоре (1575) и Себастиан Мюнстер («Космография», 1544), помещали Тартарию чуть восточнее, за Танаисом. На одной из карт Мюнстера (1543) платье антропоморфной «королевы Европы» слегка касается Тартарии, расположенной за Танаисом. Для Энтони Дженкинсона Тартария начиналась с Астрахани. Эта локализация Тартарии к северо-востоку от Волги присутствует у Герарда Меркатора (1569), Абрахама Ортелия (1570), Адама Олеария (1656); на карте-иллюстрации к «Запискам о Московии» фон Герберштейна и других картах конца XVI — первой половины XVII веков. Тартария оказывалась и намного восточнее, за пределами Скифии и Имауса. Маттиас Кваден (1596) помещал Тартарию далеко на востоке известного мира, что соответствовало представлениям Плано Карпини XIII века, согласно которым Тартария расположена в месте, где восток соединяется с севером. Карта Тихого океана Ортелия (1570) проводит границы Тартарии по Великой китайской стене, а на карте Яна Янсона «Magni Moglous Imperium» (1656) граница проходит по Кабулу; описание западных границ остается неточным[94].


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!