Белая революция» в Иране и ее последствия.



Социально-экономические и политические реформы, проводимые шахом и его новым окружением, так называемыми «технократами» с референдума 1963 г., и направленные на ликвидацию полуфеодальных отношений в деревне, модернизацию Ирана и его интеграцию в современный капиталистический мир, получили официальное название «белой революции» или «революции шаха и народа».

Из 19 реформ важнейшей была аграрная, которая проводилась в три этапа. Закон ограничивал размер земельной собственности 500 га при условии, что земля обрабатывалась с помощью техники и наемного труда, и предусматривал раздел и продажу излишков земель крестьянам-арендаторам за выкуп в рассрочку на 15 лет.

Для Ирана земельная реформа явилась прогрессом. В целом она привела к ликвидации полуфеодального землевладения и землепользования, к превращению большинства крестьян в собственников, ведущих самостоятельное мелкотоварное хозяйство. По официальным данным, к концу 1971 г. примерно 2,5 млн крестьянских хозяйств стали собственниками земельных участков. Вырос удельный вес крупных предпринимательских хозяйств (более 20% всей пахотной земли) и мелких собственников капиталистического типа (около половины всех хозяйств). Вместе с тем множество семей землевладельцев не смогли адаптироваться к новым условиям, разорялись и устремлялись в города, пополняя ряды неквалифицированных рабочих, безработных, люмпенов.

Помимо аграрной реформы был осуществлен целый ряд других преобразований: национализация лесов и пастбищ, продажа государственных предприятий частным лицам, участие рабочих в доходах промышленных предприятии, создание «корпуса просвещения» для борьбы с неграмотностью (из молодых людей, призванных на военную службу и после шестимесячного обучения направляемых представителями в села), предоставление избирательных прав женщинам. Впоследствии были созданы «корпуса здравоохранения» для оказания медицинской помощи сельскому населению, «корпуса благоустройства и развития» для внедрения современных методов ведения сельского хозяйства и благоустройства деревень; организовывались «дома правосудия» — общественные суды в сельской местности; проводилась национализация водных ресурсов и др.

Особый упор шах сделал на развитие промышленности, желая превратить Иран к концу века в «пятую индустриальную державу мира». Этой цели в огромной мере способствовал постоянный спрос на нефть, многократно возросший в 70-е гг. вследствие энергетического кризиса. К 1972 г. поступления от нефти в иранскую казну в 40-45 раз возросли по сравнению с 1950 г. Всего же за период с 1972 по 1977 г. страной было получено 90 млрд долл.

К концу 60-х гг. в Иране уже имелись современные крупные предприятия не только легкой промышленности, но и новых для страны отраслей, таких, как машиностроительная, автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая, завершалось создание металлургической промышленности. Иран стал превращаться из аграрной в аграрно-индустриальную страну. В годы осуществления третьего пятилетнего плана вступило в строй около 300 новых электростанций. ВНП возрастал ежегодно более чем на 10% и составил на 1970 г. 15 млрд долл., в 4 раза больше, чем в 1960 г.

Безусловно, реформы помогли стране преодолеть ее социально-экономическую отсталость. Однако они имели целый ряд негативных черт. Хотя по темпам роста экономики Иран занимал в 70-е гг. второе место в Азии после Японии, а порой даже обгонял ее, его развитие не было органичным и равномерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие пагубные явления, как расточительность, бесхозяйственность, коррупция, жажда наживы, перекрывающие во многом положительные стороны реформ. В политической жизни страны проявлялась дальнейшая тенденция усиления личной власти шаха, что, с одной стороны, объяснялось ослаблением оппозиционных настроений в среде буржуазных националистов, а с другой — целенаправленными усилиями самого шаха и его окружения. В 1975 г., заменив многопартийную систему однопартийной, шах создал партию Растахиз (Возрождение), имевшую цель консолидировать иранское общество вокруг династии Пехлеви.

Тем не менее шах недооценил возможности шиитского духовенства, ущемленного реформами, — фактически единственной оппозиции, находящейся к середине 70-х гг. на легальном положении.

 

Борьбу духовенства против реформ еще в начале 60-х гг. возглавил аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни (1900—1989).Он проповедовал, что земельная реформа и другие законы противоречат предписаниям Корана и нормам мусульманской морали. Особенно резко он выступал против уравнения женщин в правах с мужчинами. Такие же идеи распространяли и другие шиитские лидеры — Бехбехани, Шариат-Мадари, Талегани. Не ограничиваясь проповедями, духовенство организовывало антиправительственные выступления. Многие лидеры, в том числе Хомейни, были высланы из страны. Но и в эмиграции Хомейни через посредство 200 тысяч иранских мулл, культивировавших в стране антишахские настроения, продолжал борьбу с «продажным» шахским режимом. Его проповеди, записанные на магнитофонные кассеты, распространялись по всему Ирану.

Простые и понятные лозунги духовенства — ликвидация шахского режима, преодоление пропасти между богатыми и бедными, изгнание из страны иностранного, особенно американского, капитала, прекращение чуждого иранцам западного влияния — привлекли самые широкие слои населения, уставшего приспосабливаться к быстрой капиталистической модернизации страны.

Пытаясь смягчить нараставшую социальную напряженность, в 1975 г., шах начал новую серию реформ. Но если реформы 60-х гг. сыграли умиротворяющую роль, то последние наоборот усугубили ситуацию. В частности, под предлогом борьбы с дороговизной власти начали новое наступление на традиционный «базар», который и так не мог конкурировать с госсектором, а теперь еще подвергался штрафам и всячески преследовался.

Таким образом, «средние» городские слои, связанные с «базаром», численность которых превышала в стране 25% самодеятельного населения и в которые стремительно вливались обнищавшие крестьяне, не нашедшие себе применения в промышленности, и пауперы стали той массовой базой, которая питала надвигающуюся революцию. Революционная ситуация возникла к концу 70-х гг., когда окончательно оформился союз «базара» с шиитским духовенством.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!