Часть первая. Становление алеатики



Глава 1. Рождение проблемы

Люсьен Леви-Брюль, ведущий этнолог, полагал, что "для первобытных людей нет ничего случайного", что они каждому событию готовы придумать причину [Леви-Брюль, 1999, c. 60]. Хотя сам же он признавал, что нынешних "первобытных" (т.е. не имеющих государственности) людей нельзя отождествлять с нашими первобытными предками, поскольку первые прошли столь же длинную историю, что и мы, однако за неимением иного материала все проводят явно или неявно это отождествление. В нашем случае параллель тоже уместна: первые письменные данные свидетельствуют, что древние авторы случайности не ведали.

Оставляя в стороне древний Восток и прочие регионы (к сожалению, их история мне почти неизвестна), начнем с древней Греции.

 

1-1. Смыслы слова "случайность" у греков

То, что греки поначалу отрицали случайность как таковую, довольно ясно видно из того, что те слова, которыми они впоследствии обозначили случайность, первоначально обозначали богинь – Тюхэ (богиня судьбы и случая) и Автоматия (богиня счастья и случая). Впрочем, вторая засвидетельствована поздно, у Плутарха [Liddell, Scott, 1940], а потому могла быть литературным вымыслом. Но так или иначе, в ранних текстах мы не видим случайности, а слово тюхэ означает, как видно из контекста, удачу и судьбу. Первое дошедшее до нас его употребление относится к середине VII века – это стих Архилоха, переведенный В. Вересаевым так:

Всё человеку, Перикл, судьба посылает и случай.

В подлиннике же здесь значится: мойра кай тюхэ, что, учтя теистические взгляды поэта, надо бы прочесть как плеоназм(*) "неизбежность и судьба". Аналогичны и другие ранние примеры, начиная с "семи мудрецов", живших вскоре после Архилоха: их афоризмы со словом тюхэ переводят как "Удаче молись" (Клеобул) и "...благодарен судьбе" (Фалес) [Фрагменты..., 1989]. Спустя столетие слово тюхэ впервые стало употребляться в двух смыслах – как судьба и как случайное стечение обстоятельств (у Софокла). Через сто лет оно потеряло связь с понятием судьбы (у Аристотеля), но впоследствии опять стало обозначать судьбу (у Полибия). Всё это сильно затрудняет выяснение понимания греками сути случайности.

Греки хорошо знали две случайностные процедуры – азартные игры и жеребьёвку, но видели в них не случайность, а знак судьбы. И уж вряд ли в древности кто-нибудь понимал их как выбор одного из равновозможных вариантов – дошедшие до нас древние игральные кости на удивление несимметричны, а правила игр задавали выигрыши без связи с их вероятностями [Пятницын, 1976]. Бросание кости или извлечение жребия всегда было вопросом, заданным судьбе [Тайлор, 1989].

Кроме этой простейшей случайности, греки знали еще самопроизвольность (греч. сущ. автоматидзон, лат. прилаг. spontaneus), видимо введенную в науку Анаксагором [Фрагменты..., c. 518], а также случайное в смысле "привходящее", т.е. не задевающее сущности (греч. причастие симбебэкос, лат. сущ. accidens), широко использованное как философский термин Аристотелем. Эволюцию значений слов позволяют проследить словари типа [Liddell, Scott, 1940].

Рассуждения о роли случайности в мире появились задолго до попыток хоть как-то обрисовать саму случайность. Видимо, первым ввел ее в философскую картину мира около -500 года Гераклит: "Что такое Век?.. Дитя играющее, кости бросающее, то выигрывающее, то проигрывающее"; "Нет ничего непостоянней судьбы (Тюхэ), которая, словно при игре в пессейю (в кости – Ю.Ч.), оборачивает человеческую жизнь" [Фрагменты, c. 243]. Тут налицо пересказ мысли времен Архилоха, но он смещает смысл слова "тюхэ" от судьбы к случайности.

Еще через полвека Эмпедокл довольно ясно показал, что не может построить свою систему мира на чисто механических принципах и потому нужна случайность. Она имела у Эмпедокла самый смутный характер; так, во фрагменте B 53 по Дильсу [Фрагменты, 1989, c. 362] о космогоническом потоке эфира сказано:

Ибо так он случайно бежал иногда, а часто – иначе.

Слово "случайно" (синекюрсе),образованное от кюро – "наталкиваться", –первое дошедшее до нас буквально обозначение интересующего нас феномена. Такое понимание случайности дало Эмпедоклу возможность рассуждать о первичном появлении животных как столкновении и соединении разнородных органов (В 61, перевод Г. Якубаниса):

Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых,

Твари бычачьей породы с лицом человека являлись...

Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари.

Но ни на что не годные гибли, а годные оставались жить (стихотворного фрагмента на сей счет не дошло, есть лишь свидетельство древнего комментатора).

Первое дошедшее до нас обозначение случайности в прозе принадлежит современнику Эмпедокла атомисту Левкиппу (фрагмент В 2 по Дильсу): "Ни одна вещь не возникает случайно (матэн), но все – со смыслом и по необходимости". Слово матэн буквально означает "попусту, без цели". Как видим, у Эмпедокла случайность понята как неожиданность, а у Левкиппа – как отсутствие цели.

Более полное и разнообразное понимание случайности оставил нам Анаксагор, тоже современник Эмпедокла: он понимал ее и как "причину, неясную человеческому рассудку", и как отрицание роли судьбы (богов), и как самопроизвольность природных явлений [Фрагменты, c. 522]. Интереснее всего цитата: "Ибо Случаем (Тюхэ) мы привыкли называть те события в жизни, которые не поддаются расчету людей. Если бы наши замыслы всегда удавались, то самого имени Случая не существовало бы" [Фрагменты, c. 535]; к сожалению, точно приписать ее Анаксагору нельзя.

Демокрит полагал (около -400 г.), что причину имеет всё и что случайность люди ввели, "чтобы оправдать свою глупость". Однако он же положил в основание своей натурфилософии беспорядочное движение атомов, из-за которого явления приходится фактически рассматривать как случайные. (Цитаты см. [Майстров, 1980, c. 12].)

Демокрит заявлял, что мир подчинен строгой причинности, тогда как случайность – фикция, следствие нашего незнания. То был новый взгляд на случайность, противоречивший прежним взглядам на нее (как на неожиданность, беспричинность и бесцельность), и все они бытуют поныне.

Платон, как известно, не любил Демокрита и никогда его не упоминал. Поэтому мы не можем ручаться, что изложенные им взгляды (явно демокритовские по сути) не пародируют мнение атомистов, но иного источника у нас нет. Говоря о возникновении живой и неживой природы, Платон назвал две позиции – что всё возникло либо "благодаря созидательной деятельности", либо "всё это природа порождает в силу какой-то самопроизвольной причины, производящей без участия разума"; при этом вторая позиция подана им как "убеждение и слова большинства" (Софист, 265с).

Говоря о создании мира "умом-демиургом", Платон добавил, что "следует привнести также и вид беспорядочной причины" (Тимей, 48а). Несколько раз Платон упомянул случай (тюхэ) как нечто, противопоставленное разумному действию, т.е. в контексте, исключающем употребление слова тюхэ в значении "судьба" (как мы теперь понимаем судьбу). Например: "Ты опытен – и дни твои направляет искусство, неопытен – и они катятся по прихоти случая" (Горгий, 488с).

К сожалению, Платон нигде, насколько знаю, не разобрал вопрос подробно, и мне остается лишь заметить, что платонов демиург творил мир предметов, взирая на мир идей как на инструкцию, так что "беспорядочная причина" выступает источником предметов, без идеи созданных. О них у Платона сказано: такие вещи, "как, например, волос, грязь, сор и всякая другая не заслуживающая внимания дрянь", в мире идей не представлены и поэтому "только таковы, какими мы их видим" (Парменид, 130 cd). Они появляются в указанном смысле случайно.

Алкиной, позднеантичный комментатор Платона, так формулировал взгляд Платона на случайность как свободу выбора: "Природа возможного помещается где-то между истиной и ложью; на этой по природе неопределенной возможности и основывается наша свободная воля. Истиной или ложью будет то, что получится после нашего выбора. [...] Но возможное не есть что либо из этого (из потенций – Ю.Ч,), а то неопределившееся и зависящее от нашей воли, что становится истинным или ложным в зависимости от того, какая из наших наклонностей возьмет верх" [Алкиной, 1994, c. 652]. К этой идее мы еще обратимся в связи с концепцией предрасположенности, а пока замечу, что спектр тогдашних пониманий случайности удивительно близок нынешнему.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!